Меню Рубрики

Лечебная гимнастика и массаж пупочной грыжи

Пупочная грыжа – это выпячивание элементов внутренних органов через пупочное кольцо. Выпирание может увеличиваться, когда ребенок напрягается и уменьшаться, когда он лежит или находится в спокойном состоянии. Пупочная грыжа появляется из-за слабости мышц пупочного кольца.

Массажи и лечебная физкультура, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки являются основными методами лечения пупочной грыжи у детей. Обычно такое лечение рекомендуется для детей младше 5 лет, в более позднем возрасте, скорее всего, потребуется оперативное вмешательство.

Упражнения и массаж выполняют за 20-30 минут до еды или спустя 2 часа после еды. Вначале делают массаж, а потом упражнения. Прежде чем делать массаж, грыжу надо вправить (аккуратно надавить на выпячивание пальцем) и заклеить лейкопластырем. В течение дня комплекс надо выполнять 2-3 раза.

  1. Ребенок лежит на спине. Поглаживание косых мышц живота. Погладьте ладошками живот ребенка по линии талии с боков к пупку. Повторить 10-15 раз.
  2. Сделайте круговое поглаживание живота по часовой стрелке. Повторите 10-15 раз.
  3. Встречное поглаживание. Ладошкой правой руки гладьте живот ребенка сверху вниз, а тыльной поверхностью пальцев левой руки – снизу вверх. В крайних положениях поменяйте направление движения рук. Повторите 10-15 раз.
  4. Сделайте пощипывающие движения вокруг пупка.
  5. Подушечками пальцев аккуратно и быстро надавливайте на точки вокруг пупка (представьте, что вокруг пупка имеется квадрат с центром в области пупка, делайте надавливание по углам этого квадрата). Выполняйте в течение 30 секунд.
  6. Сделайте пощипывающие движения вокруг пупка.
  7. Сделайте круговое поглаживание живота по часовой стрелке. Повторите 10-15 раз.
  1. Стоя, ноги вместе, на вдохе поднять руки через стороны вверх и немного прогнуться назад. На выдохе вернуться в исходное положение.
  2. Стоя, ноги вместе, наклоны туловища вправо, влево с расставленными в стороны руками.
  3. Стоя, ноги вместе, наклоны вперед, стараясь достать руками пальчиков ног или пола.
  4. Стоя, ноги на ширине плеч, повороты туловища вправо, влево, руки на поясе или расставлены в стороны.
  5. Стоя, ноги вместе или слегка расставлены, приседать, держа руки перед собой.
  6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой, опустить голову и наклонить туловище вперед, вернуться в исходное положение.
  7. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Вдох и на выдохе наклонить колени на себя, стараясь достать коленями пол.
  8. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Поднять низ туловища (таз) вверх, затем вернуться в исходное положение.
  9. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы и колени вместе, наклонять колени поочередно в разные стороны.
  10. Лежа на спине, ноги вытянуты, захватить руками голову, поднять голову и верхнюю часть туловища, затем вернуться в исходное положение.

Количество повторений каждого упражнения в среднем составляет 10-20 раз b зависит от возраста и физической подготовки ребенка.

При выполнении упражнений надо помнить, что такая гимнастика для ребенка должна быть в радость, поэтому проводить ее надо в игровой форме, помогая и поправляя его при выполнении трудных упражнений. Лечебная физкультура проводится только, если ребенок здоров, ее нельзя делать в период обострения заболеваний. Старайтесь придерживаться какого-то определенного режима, выполняя комплекс ежедневно примерно в одно и то же время.

источник

Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста. Возни­кает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупоч­ного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, про­должительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижа­ющие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи. Часто она встречается у недоношенных детей.

Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным вы­пячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки.

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации де­ятельности кишечника, достаточной двигательной активности может на­ступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно по­лезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота.

Лечебный массажможно начинать с 2-3 недель жизни (после за­живления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа.

Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если это не удается, то надо, массируя живот, «утопить» ее, прижав одной рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать вы­полнять массажные движения.

Из приемов массажа рекомендуются:

— круговое поглаживание живота по часовой стрелке (рис. 228);

— встречное поглаживание (см. стр. 25);

— поглаживание косых мышц (см. стр. 25);

— растирание живота (делается с месячного возраста) (рис. 229).

Кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка (см. стр. 57).

Точечный массаж(стимулирующий метод). Массаж живота выпол­няется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быст­ро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи (рис. 230).

Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием.

Рис. 228. Круговое поглаживание живота

Рис. 229. Растирание живота

Рис. 230. Точечный массаж вокруг пупка

С первых дней жизни выкладывайте ребенка на живот на несколько минут перед каждым кормлением. В этом положении дети поднимают голо­ву, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота.

Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения.

Рефлекторное удержание теларебенка (горизонтально) в положе­нии лежа на боку. Выполняется по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Перевод ребенка из полувертикального положения в горизон­тальное.Это упражнение делается на коленях взрослого или на пеленальном столе. Отклоняя туловище ребенка назад, следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 231).

Удержание тела ребенка на весу(горизонтально) в положении на спине (рис. 232)

Поворотысо спины на живот с помощью взрослого (см. стр. 44)

Рефлекторное ползаниена животе, в полувертикальном положе­нии, на спине (см. стр. 28, 175, 177)

Выкладывание на мячв положении на спине (см. стр. 55)
• «Парение» на спине (см.стр. 71)

• Присаживаниеза выпрямленные и отведенные в стороны руки (см. стр. 69)

Рис. 231. Перевод ребенка из полувертикального положения в горизонтальное

Рис. 232. Удержание тела ребенка на весу

• Присаживание за согнутые руки (см. стр. 85)

• Самостоятельные повороты со спины на живот (см. стр. 62)

• Присаживание с поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку, без поддержки

• Повороты туловища в сторону (см. рис. 202)

• Поднимание выпрямленных ног (см. стр. 80, 89)

• Наклоны и выпрямление туловища (см. стр. 90)
•Упражнение «Возьми игрушку со стула» (см. стр. 131)

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8462 — | 7007 — или читать все.

176.59.98.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Пупочная грыжа – распространенное заболевание, как у взрослых, так и среди детей. Но если во взрослом и старшем детском возрасте лечение должно быть хирургическим, то у малышей до 5 лет без операции можно обойтись. Упражнения, выполняемые при пупочной грыже, направлены на укрепление передней брюшной стенки и пупочного кольца. Выполнять их нужно с осторожностью, соблюдая некоторые правила, которые мы рассмотрим в статье.

Грыжа представляет собой выпячивание органов брюшной полости (обычно сальника или петель кишечника) через широкое пупочное кольцо под кожу. В детском возрасте такое явление – не редкость, поскольку мышцы крохи еще слабенькие и не могут удерживать пупочное кольцо. ЛФК наиболее эффективна при пупочной грыже у детей первого года жизни. Им проводится пассивная или полупассивная гимнастика и массаж. Обычно на фоне такого лечения выпячивание вправляется уже до шестимесячного возраста. Хотя возможно и более позднее вправление – до 5 лет.

Лечение пупочной грыжи у взрослых только хирургическое, самопроизвольное вправление невозможно. Однако существуют ситуации, при которых операция противопоказана, тогда физкультура позволяет предотвратить ущемление. Ущемление грыжи – это опасное осложнение, при котором органы в грыжевом мешке сдавливаются мышцами и окружающими структурами. Нарушается их кровоснабжение, возникает воспаление, и если вовремя не оказать помощь, часть органа отмирает и развивается перитонит.

Лечебную гимнастику не следует прекращать и после проведения операции. Она позволяет предотвратить рецидив брюшной грыжи. В послеоперационном периоде рекомендуют ношение бандажей и одновременно проводится гимнастика, способствующая развитию брюшных мышц и ускорению заживления тканей.

  • Первые несколько раз заниматься нужно под наблюдением инструктора ЛФК;
  • Независимо от возраста пациента, перед тренировкой нужно проверить вправлено ли выпячивание;
  • До начала занятия рекомендуется выполнять специальный легкий массаж передней брюшной стенки;
  • Тренироваться больным рекомендуется в бандаже, чтобы снизить риск ущемления;
  • Все гимнастические элементы выполняются плавно, неспешно, без значительных мышечных усилий;
  • Длительность занятий наращивают постепенно;
  • Во время мышечной нагрузки ладонь желательно держать в области пупка;
  • При появлении боли и дискомфорта в зоне пупочного кольца тренировку необходимо остановить.

Следует помнить, что физическая активность противопоказана при:

  • Острых инфекционно-воспалительных процессах;
  • Тяжелых нарушениях работы сердечно-сосудистой или дыхательной системы;
  • Любых хронических заболеваниях внутренних органов в стадии обострения;
  • Высоком риске ущемления грыжевого выпячивания;
  • Болях в области живота;
  • Беременности во II и III триместрах.

Упражнения на мышцы брюшного пресса в ряде случаев приводят к ущемлению грыжи, поэтому они при таком заболевании противопоказаны.

Для каждого возраста существует свой набор подходящих гимнастических элементов, способных помочь в лечении пупочной грыжи. Помните, что перед любыми нагрузками выпячивание должно быть вправлено и зафиксировано бандажом, повязкой или лейкопластырем.

Младенцам назначают специальную пассивную гимнастику, направленную на повышение прочности передней стенки живота. Все элементы лечебной гимнастики выполняются с помощью мамы или детского инструктора ЛФК.

  1. В первые месяцы жизни малыша важно выкладывать его перед каждым кормлением на животик на твердую поверхность. Сначала на короткий промежуток времени (около минуты), а затем более длительно – на 7-10 минут. Обратите внимание. Наличие незажившей пупочной ранки не является противопоказанием для выкладывания на живот. Наоборот, так она зарастет быстрее.
  2. Пока грудничок лежит на животе, подставляйте свою ладонь к его ступням, чтобы он рефлекторно пытался оттолкнуться и поползти.
  3. Тренируйте самостоятельное переворачивание малыша на животик и обратно, поддерживайте его, направляйте движения рук и ног, чтобы сформировать правильный двигательный стереотип.
  4. Поверните ребенка на бочок и подержите в таком положении 7 секунд, потом закончите разворот.
  5. Приподнимите кроху за подмышки вверх, чтобы ножки полностью распрямились, удерживайте так 10 секунд.
  6. По-прежнему держа малыша на весу, имитируйте приседания, «поставив» стопы на твердую поверхность. Поднимайте и опускайте его вверх-вниз до 10 раз.
  7. Когда ребенок научится опираться на ножки, его можно ставить к себе на колени и, удерживая за ручки, наклонять назад, затем возвращать обратно.
  8. Положите ребенка на спинку, крепко возьмите за ручки. Плавно поднимайте его до вертикального положения. Повторите 5-7 раз.
  9. Когда дети только начинают ползать, им подойдет следующее упражнение: переверните малыша на живот и положите перед ним яркую игрушку за пределами досягаемости. Ребенок будет стараться доползти до вещицы.
  10. Положите кроху на спинку и показывайте ему разные цветные предметы, чтобы он к ним тянулся.
  11. С грудничком можно также заниматься на фитболе, положив его животом на мяч и катая вперед-назад. Малыша при этом держат за ножки.

Заниматься с грудными младенцами нужно до кормления, чтобы предотвратить срыгивание и не нарушить процессы пищеварения. Мышцы пресса следует подготовить к тренировке, например, важно перед началом занятия делать легкий массаж по часовой стрелке в области пупка.

Детишки старшего возраста уже могут заниматься самостоятельно, под контролем взрослых. Однако их нужно увлечь тренировками, чтобы они не отвлекались и занимались с удовольствием. Для этого разработаны игровые варианты упражнений:

  1. «Машинка». Делайте массаж животика, рассказывая, что круговые движения вокруг пупка – это повороты руля, а легкие нажатия на пупок – это звуковой сигнал.
  2. «Колбаска». Предложите ребенку покататься по полу, переворачиваясь через бок вниз лицом, потом на другой бок и так далее. Только следите, чтобы упражнение выполнялось не слишком быстро и без резких движений.
  3. «Вертолет». Малыш разводит ручки в стороны и поворачивается то вправо, то влево. Затем наклоняется вниз и достает до пола то одной, то второй рукой, другая в это время вытягивается к потолку.
  4. «Маятник». Ладошки устанавливают на пояс, ноги расставляют на ширину плеч. Производятся наклоны то вправо, то влево.
  5. «Грибник». Малыш наклоняется вперед, опуская руки и вниз, и делает вид, будто собирает грибы. Затем выпрямляется, чтобы положить «гриб» в корзинку и наклоняется за следующим.
  6. «Расту большой». Предложите ребенку показать, как он вырос. Сначала малыш садится на корточки, потом постепенно поднимается, выпрямляя ножки – вырастает. Младшим деткам можно помогать подняться.

Все задания повторяют 5-7 раз.

Тренировки при пупочной грыже для взрослых включают физические упражнения, укрепляющие мышечный каркас. Повторять каждое задание нужно по 10 раз.

  1. Ложитесь на спину. Медленно согните ноги в коленях и положите их на пол с правой стороны от туловища. Потянитесь вправо левой рукой, полностью переходя в положение на боку. Продублируйте в левую сторону.
  2. В горизонтальном положении оставьте ноги согнутыми. Упритесь в пол лопатками и ступнями и поднимайте вверх таз.
  3. Из прежнего исходного положения наклоняйте колени попеременно вправо-влево.
  4. Ложитесь прямо, стопы потяните на себя. Поднимайте над полом голову и грудную клетку, пытаясь разглядеть пальцы ног. Напрягаться при этом должны только самые верхние отделы живота.
  5. Делайте круговые движения в тазобедренном суставе по очереди то одной, то другой согнутой ногой.
  6. Сядьте на табурет, кисти поставьте на пояс. Поворачивайте корпус поочередно то вправо, то влево.
  7. В аналогичной позе наклоняйте туловище вправо-влево.
  8. Встаньте прямо, ладони поместите на талию, ноги поставьте на ширину плеч. Выполняйте классические глубокие приседания, вытягивая руки перед собой.
  9. Из той же позиции наклоняйтесь вперед, дотягиваясь пальцами до ступней.
  10. Слегка опираясь руками на спинку стула, выполняйте махи ногами назад.
  11. Разведите руки в стороны. Наклонитесь вперед и поочередно доставайте до пола то одной, то второй выпрямленной рукой, разворачивая туловище.

Чтобы предотвратить образование пупочной грыжи у грудных детей, не забывайте регулярно укладывать их животиком вниз. В таком положении малыш обычно сам пытается повернуться, поползти, поднимает головку. Все это способствует формированию крепкого мышечного каркаса.

Кроме того, деткам нужно регулярно выполнять массаж животика, слегка надавливая на него и ведя пальцы вокруг пупка по часовой стрелке. Еще один способ: поставьте большой и указательный пальцы на 1,5 см от пупка и 10 раз сожмите его в кожную складку. Повторите аналогичную манипуляцию, расположив пальцы выше и ниже пупочной ямки.

Следите, чтобы у ребенка был регулярный стул, без запоров. Не оставляйте кроху подолгу плакать – при этом сильно напрягается брюшной пресс.

У взрослых профилактические мероприятия включают:

  • Ношение бандажа при нагрузках, в послеоперационном периоде, во время беременности;
  • Контроль массы тела;
  • Профилактика запоров;
  • Своевременное лечение кашля при заболеваниях дыхательных путей;
  • Ограничение подъемов тяжелых предметов;
  • Ежедневные пешие прогулки не менее 2-х часов;
  • Регулярные физические тренировки.

При пупочной грыже в детском возрасте ЛФК является основным методом лечения, позволяющим избежать хирургического вмешательства. Однако нельзя недооценивать роль гимнастики и у взрослых людей. Она помогает при необходимости отсрочить операцию и предотвратить повторное формирование грыжи после ее ушивания.

источник

Массаж и лечебная гимнастика при пупочной грыже

Пупочная грыжа – часто встречающееся заболевание детей раннего возраста, которое возникает в результате недоразвития передней брюшной стенки и врожденной слабости пупочного кольца. Провоцирующим моментом является продолжительное повышение внутрибрюшного давления при сильном кашле, запорах или долгом плаче. Благоприятные условия для развития заболевания создают такие сопутствующие недуги, как гипотрофия и рахит. Нередко отмечается пупочная грыжа и у недоношенных детей.

Внешне она проявляется в виде круглого или овального выпячивания в области пупка, которое довольно легко вправить обратно в брюшную полость. Нередко наряду с пупочной грыжей можно наблюдать расхождение прямых мышц живота, что говорит об их слабости.

Самоизлечение грыжи может наступить только при правильном уходе за ребенком, заключающемся в его двигательной активности и нормализации работы кишечника. Кроме того, полезно регулярно выполнять специальные упражнения, укрепляющие мышцы передней брюшной стенки, и делать стимулирующий массаж живота.

Лечебный массаж начинают со 2–3 недели жизни ребенка, после того как пупочная ранка полностью заживет. Все специальные приемы следует проводить на фоне общеукрепляющего массажа. Перед тем как приступить к массажу, нужно вправить грыжу. Если же это не получается, то, мягко массируя живот, ее нужно «утопить», прижав пальцами или ладонью, а второй рукой начинать выполнять массажные движения.

Из массажных приемов рекомендуются следующие:

– круговые поглаживания живота (рис. 70);

– поглаживание по косым мышцам живота;

– растирание (после того как ребенку исполнится 1 месяц) (рис. 71);

– стимулирующие приемы точечного массажа.

Последние нужно выполнять подушечками прямых пальцев, отрывисто надавливая на активные точки, расположенные вокруг пупка. Этот метод вызывает напряжение брюшных мышц и самопроизвольное вправление грыжи (рис. 72). Все приемы, направленные на усиление тонуса брюшной стенки, нужно чередовать с успокаивающими круговыми поглаживаниями.

Массаж активных точек вокруг пупка

С самых первых дней жизни ребенка перед кормлениями нужно выкладывать на живот. Из этого положения дети очень быстро начинают поднимать голову, активно двигать ногами и руками и напрягать мышцы туловища. Помимо ежедневного общеукрепляющего комплекса, нужно выполнять следующие упражнения:

1. Рефлекторное удержание туловища в положении на боку. Это упражнение выполняйте в течение нескольких секунд поочередно на каждом боку.

2. Переведение из полувертикального положения в положение лежа. Это упражнение лучше выполнять на коленях взрослого. Отклоните тело ребенка назад и внимательно следите за тем, чтобы его головка не запрокидывалась.

3. Удержание ребенка в горизонтальном положении на весу (на спине).

4. Повороты на живот при помощи взрослого.

5. Рефлекторное ползание на спине, животе и в полувертикальном положении.

6. Покачивание на мяче в положении на спине.

8. Приседания за разведенные прямые руки.

9. Самостоятельные повороты на живот.

10. Приседания с поддержкой за одну руку, палочку, кольца и без поддержки.

14. Упражнение «Возьми со стула игрушку».

Все упражнения, включенные в комплекс лечебной гимнастики, следует выполнять после того, как грыжа будет вправлена и закреплена пластырной повязкой.

источник

  • Сакура — не просто японская вишня — 38 894 просмотров
  • Паслен (SOLANUM) — «иерусалимская вишня» или «коралловое дерево» — 31 748 просмотров
  • Прекрасные орхидеи — 31 201 просмотров
  • Как зимуют растения — 28 653 просмотров
  • Ядовитые растения (фотографии с описанием) — 27 908 просмотров
  • Сциндапсус (SCINDAPSUS) — «чертов плющ» по-английски — 25 729 просмотров
  • Такая разная каша. Во сколько лет и какую кашу можно давать малышам — 24 906 просмотров
  • Почему осенью листья меняют цвет? — 24 198 просмотров
  • Три способа выращивания бонсай: из семян, черенкование и размножение воздушными отводками — 23 455 просмотров
  • Финики — полезные сладости — 22 675 просмотров

Пупочная грыжа довольно часто встречается у детей грудного возраста. Пупочная грыжа возникает из-за дефекта передней брюшной стенки, слабости пупочного кольца. Неблагоприятным фактором является длительное повышение внутрибрюшного давления из-за сильного кашля, запоров и продолжительного и надрывного плача. К образованию пупочной грыжи приводят такие заболевания как рахит, гипотрофия, снижающие тонус мышц. Пупочная грыжа может появляться как у родившихся в срок, так и недоношенных детей.

Как определить пупочную грыжу

Внешне грыжа проявляется выпячиванием — округлым или овальным — в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Вместе с грыжей можно наблюдать расхождение прямых мышц живота, что говорит о слабости мышц передней брюшной стенки.
В принципе самоизлечение пупочной грыжи может наступить при правильном и гармоничном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника и при достаточной двигательной активности.
Несмотря на вышесказанное, полезно выполнять специальные упражнения и тонизирующий массаж живота, которые помогут укрепить мышцы передней брюшной стенки.
Более подробно про виды грыж можно узнать на следующей странице: http://www.hernia.ru/about-hernias/types-of-hernia/

Массаж и гимнастика

Массаж можно начинать после 3 недель жизни после заживления пупочной ранки. Главное, чтобы малыш не болел простудой, его не должно ничего беспокоить и должно присутствовать желание получать удовольствие от общения и массажа.
Если малыш отказывается делать какое-либо упражнение, не настаивайте. Со временем все получится.
Перед тем как проводить массаж, мягко вправьте грыжу. Если это действие не удается, то, массируя живот, «утопите» ее, прижав одной рукой, а другой продолжите массажные движения.
Какие приемы массажа можно применить:
— Круговое поглаживание живота по часовой стрелке.
— Встречное поглаживание.
— Поглаживание косых мышц.
— Растирание живота (только с месячного возраста).
— Легкое пощипывание вокруг пупка.

Очень хорошо стимулирует точечный массаж. Для его выполнения подушечками выпрямленных пальцев быстро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи.

Все приемы массажа, которые направлены на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием.

С первых дней жизни малыша следует выкладывать на живот на несколько минут, но только перед кормлением, до 5-6 раз в день. Не волнуйтесь. в этом положении дети поднимают головку, начинают активно двигать ручками и ножками, напрягают мышцы спины и живота.

Общеукрепляющие упражнения

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой.

Первое упражнение заключается в рефлекторном удержании тела ребенка в горизонтальном положении лежа на боку. Выполняется поочередно на правом и левом боку по несколько секунд.
Второе упражнение заключается в переводе ребенка из полувертикального положения в горизонтальное. Это упражнение делается на коленях взрослого. Но, когда отклоняется туловище ребенка назад, поддерживайте головку, чтобы она не запрокидывалась.
Третье упражнение. Удерживайте тело ребенка на весу в горизонтальном положении, не забывая поддерживать головку.
Четвертое упражнение. С помощью взрослого делать повороты со спины на живот.
Пятое упражнение. Рефлекторное ползание на жвиоте, в полувертикальном положении, на спине.
Шестое упражнение. Выкладывание на мяч в положение на спине.

Для детей с 4-5 месяцев:
Первое упражнение. «Парение» на спине.
Второе упражнение. Присаживание за выпрямленные и отведенные в стороны руки.
Третье упражнение. Присаживание за согнутые руки.
Четвертое упражнение. Самостоятельные повороты со спины на живот.

Для детей старше 6 месяцев:
Первое упражнение. Присаживание с поддержкой за кольца, за одну руку, без поддержки.
Второе упражнение. Поднимание выпрямленных ног.
Третье упражнение. Наклоны и выпрямление туловища.
Четвертое упражнение называется «Возьми игрушку со стула».

источник

Пупочная грыжа – это выпячивание элементов внутренних органов через пупочное кольцо. Когда ребенок напрягается, выпирание может увеличиваться, а когда лежит или находится в спокойном состоянии – уменьшаться. Частой причиной пупочной грыжи являются слабые мышцы пупочного кольца.

Основными методами лечения пупочной грыжи у детей являются массаж и лечебная физкультура (ЛФК), укрепляющие мышцы передней брюшной стенки. В ряде случаев такое лечение рекомендуется для детей младше 6 лет, в более позднем возрасте, скорее всего, потребуется оперативное вмешательство.

Массаж и гимнастику выполняют за 20-30 минут до еды или спустя 2 часа после еды. Вначале делают массаж, а потом упражнения. До того как делать массаж, грыжу надо вправить (аккуратно надавить на выпячивание пальцем) и заклеить лейкопластырем. Приведенный ниже комплекс выполняют 2-3 раза в течение дня.

  1. Поглаживание косых мышц живота. Погладьте ладошками живот ребенка по линии талии с боков к пупку. Повторить 20-30 раз.
  2. Сделайте круговое поглаживание живота по часовой стрелке. Повторите 20-30 раз.
  3. Встречное поглаживание. Ладошкой правой руки гладьте живот ребенка сверху вниз, а тыльной поверхностью пальцев левой руки – снизу вверх. Движения обоими руками выполняются одновременно. В крайних положениях поменяйте направление движения рук. Повторите 20-30 раз.
  4. Сделайте вокруг пупка пощипывающие движения.
  5. Подушечками пальцев аккуратно и быстро надавливайте на точки вокруг пупка (представьте, что вокруг пупка имеется квадрат с центром в области пупка, делайте надавливание по углам этого квадрата). Выполняйте в течение 30 секунд.
  6. Сделайте вокруг пупка пощипывающие движения.
  7. Сделайте круговое поглаживание живота по часовой стрелке. Повторите 20-30 раз.
  1. Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз вдоль туловища, на вдохе поднять руки вверх через стороны и слегка прогнуться назад. На выдохе вернуться в исходное положение.
  2. Стоя, ноги вместе, руки расставлены в стороны, наклонять туловище вправо, влево, не меняя положения рук.
  3. Стоя, ноги вместе, наклоны вперед, стараясь дотянуться руками до пола или пальчиков ног.
  4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе или расставлены в стороны, поворачивать туловище вправо, влево.
  5. Стоя, ноги вместе или слегка расставлены, приседать, держа руки перед собой.
  6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой, опустить голову и наклонить туловище вперед, вернуться в исходное положение.
  7. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Вдох и на выдохе наклонить колени на себя, стараясь достать коленями пол.
  8. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч, руки вытянуты вдоль туловища. На вдохе поднять низ туловища (таз) вверх, на выдохе вернуться в исходное положение.
  9. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы и колени вместе, руки вытянуты вдоль туловища, наклонять колени поочередно в разные стороны.
  10. Лежа на спине, ноги вытянуты, голову захватить руками, на выдохе поднимать голову и верхнюю часть туловища, на вдохе возвращаться в исходное положение.

Количество повторений каждого упражнения в среднем составляет 10-20 раз, но может варьироваться в зависимости от возраста и физической подготовки ребенка.

При выполнении упражнений надо помнить, что такая гимнастика для ребенка должна быть в радость, поэтому проводить ее надо в игровой форме, помогая и поправляя его при выполнении трудных упражнений. Лечебная физкультура проводится только, когда ребенок здоров, в период обострения заболеваний ее делать нельзя. Старайтесь придерживаться определенного режима, выполняя лечебный комплекс каждый день примерно в одно и то же время.

источник

Пупочная грыжа часто встречается у детей грудного возраста. Возни­ кает она вследствие дефекта передней брюшной стенки, слабости пупоч­ ного кольца. Провоцирующим моментом является длительное повышение внутрибрюшного давления в результате сильного кашля, запоров, про­ должительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижа­ ющие тонус мышц, создают благоприятные условия для образования пупочной грыжи. Часто она встречается у недоношенных детей.

Внешне пупочная грыжа проявляется округлым или овальным вы­ пячиванием в области пупочного кольца, которое легко вправляется в брюшную полость. Часто наряду с грыжей наблюдается расхождение прямых мышц живота, что свидетельствует о слабости мышц передней брюшной стенки.

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации де­ ятельности кишечника, достаточной двигательной активности может на­ ступить самоизлечение пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно по­ лезно выполнять специальные упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, делать тонизирующий массаж живота.

Лечебный массажможно начинать с 2 -3 недель жизни (после за­живления пупочной ранки), проводят его на фоне общего массажа.

Перед проведением массажа необходимо мягко вправить грыжу, если это не удается, то надо, массируя живот, «утопить» ее, прижав одной рукой (пальцами или областью тенара), а другой рукой продолжать вы­ полнять массажные движения.

Из приемов массажа рекомендуются:

— круговое поглаживание живота по часовой стрелке (рис. 228);

— встречное поглаживание (см. стр. 25);

— поглаживание косых мышц (см. стр. 25);

— растирание живота (делается с месячного возраста) (рис. 229). Кроме этого, применяют пощипывание вокруг пупка (см. стр. 57).

Точечный массаж(стимулирующий метод). Массаж живота выпол­няется следующим образом: подушечками выпрямленных пальцев быст­ ро отрывисто надавите на точки вокруг пупка. Это вызывает напряжение мышц и вправление грыжи (рис. 230).

Все приемы массажа, направленные на повышение тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием.

Рис. 228. Круговое поглаживание живота

Рис. 229. Растирание живота 257

Рис. 230. Точечный массаж вокруг пупка

С первых дней жизни выкладывайте ребенка на живот на несколько минут перед каждым кормлением. В этом положении дети поднимают голо­ ву, активно двигают руками и ногами, напрягают мышцы спины и живота.

Помимо ежедневной общеукрепляющей гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения.

Рефлекторное удержание теларебенка (горизонтально) в положе­нии лежа на боку. Выполняется по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Перевод ребенка из полувертикального положения в горизон­ тальное.Это упражнение делается на коленях взрослого или на пеле-нальном столе. Отклоняя туловище ребенка назад, следите, чтобы его голова не запрокидывалась (рис. 231).

Удержание тела ребенка на весу(горизонтально) в положении наспине (рис. 232)

Поворотысо спины на живот с помощью взрослого (см. стр. 44)

Рефлекторное ползаниена животе, в полувертикальном положе­нии, на спине (см. стр. 28, 175, 177)

Выкладывание на мячв положении на спине (см. стр. 55)

•«Парение» на спине (см.стр.71)

Присаживаниеза выпрямленные и отведенные в стороны руки(см. стр. 69)

Рис. 231. Перевод ребенка из полувертикального положения в горизонтальное

Рис. 232. Удержание тела ребенка на весу

Присаживание за согнутые руки (см. стр. 85)

Самостоятельные поворотысо спины на живот (см. стр. 62)

Присаживаниес поддержкой за кольца, за палочку, за одну руку,без поддержки

Поворотытуловища в сторону (см. рис. 202)

Поднимание выпрямленных ног (см. стр. 80, 89)

Наклоны и выпрямление туловища (см.стр.90)

•Упражнение «Возьми игрушку со стула»(см. стр. 131)

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются только после вправления грыжи и закрепления ее повязкой (лейкопластырем).

Гипотрофия — это состояние истощения, обусловленное хроничес­ ким расстройством питания.

Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее про­ стой и частой среди них является недостаточное или неправильно органи­ зованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавлен­ ное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка — все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса.

Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденны­ ми пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеваре­ ния, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся ин­ фекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме.

Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и — в первую очередь — внимания, в большей степени подвержены гипотрофии.

В прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребенка. Было введено понятие госпитализма: т. е. отставания детей, находящих­ ся в больницах и домах ребенка, в физическом и психическом развитии. Однако и сейчас длительное пребывание в больницах — отчасти из-за опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничнон среды — далеко не благоприятствуют развитию ребенка.

Причины истощения могут быть различны, но изменения во внеш­ нем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально вели­ ка, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой.

Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии:

I (легкая) — на 15-20%. II (средняя) — до 30%.

Лечение направлено прежде всего на устранение причины болез­ ни. Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффек­ тивны массаж и лечебная гимнастика (ЛГ), которые повышают об­ щий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигатель­ ные навыки.

Временными противопоказаниями к массажу и ЛГ являются про­ грессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая темпе­ ратура тела, острый период сопутствующих заболеваний.

Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивиду­ альный подход при выполнении массажа и ЛГ. Нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопро­ тивляемость организма к инфекциям. Поэтому привычные рекомен­ дации полностью обнажать ребенка во время процедуры в этом слу­ чае неприемлемы.

Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пе­ ленкой, при массаже рук — туловище и ноги.

Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми. Массировать следует плавными осторожными движениями, не до­

Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо дли­ тельное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку).

Таким образом, основу методики ЛГ и массажа составляет индивиду­ альный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психо­ моторного развития.

I (легкая) степень гипотрофии.Общее состояние ребенка обычноне нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном раз­ витии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей.

ЛГ и массаж отличается несколько сниженной общей нагрузкой за счет меньшего числа повторений упражнений и более частым примене­ нием поглаживания в массаже. Лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «Недоношенные дети», соответ­ ствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребенком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на жи­ воте, ползания, присаживания и т. д.).

Длительность занятия не превышает 20-30 мин.

II степень (средняя) гипотрофии.Общее состояние ребенка ещеболее ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушает­ ся сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью.

Значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчетливо снижен, тонус мышц повышен.

Занятия с ребенком состоят из массажа (в основном поглаживающе­ го) и рефлекторных упражнений. При исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последую­ щим поглаживанием. Продолжительность занятий около 10-15 мин.

Примерное занятие с ребенком 5-6 месяцев при гипотрофии II степени

1. Массаж рук — поглаживание, 5-6 раз.

2. Скрещивание рук на груди, 3-4 раза.

3. Массаж ног — все приемы, каждый прием чередовать с поглажи­ ванием и повторять 3-4 раза.

4. Сгибание и разгибание ног (одновременное или поочередное) или «скользящие шаги», 2-4 раза.

5. Поворот со спины на живот с помощью (в одну сторону).

6. Массаж спины — поглаживание, растирание, каждый прием 3^4 раза.

7. Поворот со спины на живот с помощью (в другую сторону), 1 раз.

8. Массаж живота — поглаживание, 6-8 раз.

9. Массаж стоп — поглаживание и растирание, 6-8 раз.

10. Рефлекторные упражнения для стоп, 6-8 раз.

11. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника по 1 разу поочередно на правом и левом боку.

12. Массаж грудной клетки — поглаживание и вибрация, 3-4 раза.

III степень (тяжелая) гипотрофии.На фоне общего плохого состоянияребенка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем. Ребенок вял, заторможен, резко отстает в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует. Кожа собирается в склад­ ки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Заметно расстраива­ ется терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела.

Тяжелая гипотрофия требует особой осторожности.

При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимна­ стика противопоказаны. Однако такие меры, как частые перемены поло­ жения тела ребенка, прогулки и сон на свежем воздухе — обязательная часть комплексной терапии.

После того как удается добиться нарастания массы тела, можно на­ чинать массаж и ЛГ. Нагрузка должна быть минимальной, из приемов массажа применяется только легкое поглаживание. Осторожно вводят упражнения, основанные на врожденных рефлексах.

Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже 25-26 градусов, полное обнажение ребенка недопустимо.

Продолжительность занятий не должна превышать 5-8 мин.

Примерное содержание занятий с ребенком 3-6 месяцев при гипотрофии III степени

1. Массаж рук — поглаживание, 3-4 раза.

2. Массаж ног — поглаживание, 3-4 раза.

4. Рефлекторные упражнения для стоп, 5-6 раз.

6. Массаж спины — поглаживание, 3-4 раза.

7. Поворот на бок и рефлекторное разгибание позвоночника в поло­ жении на боку по одному разу на каждом.

8. Массаж живота — поглаживание, 3-4 раза.

9. Массаж груди — поглаживание, 3-4 раза.

По мере увеличения веса ребенка и улучшения общего самочув­ ствия занятия можно постоянно расширять, включая новые массаж­ ные приемы и новые упражнения, увеличивая число повторений и удлиняя продолжительность.

Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глу­ боким нарушением всех видов обмена веществ.

В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уро­ дующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распрост­ раненных заболеваний раннего детского возраста и требует особого вни­ мания родителей.

Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина О, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани.

Витамин Б — единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей.

Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широ­ ким распространением этого заболевания в промышленных городах Анг­ лии прошлого века.

Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэле­ ментов), частые или длительные заболевания, а также малая двигатель­ ная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоно­ шенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавля­ ющих в весе.

Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих ор­ ганов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребе­ нок становится более капризным, раздражительным, у него наруша­ ется сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят измене­ ния костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищева­ рения и т. д.

В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разраста­ ние неполноценной костной ткани.

В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка.

Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Раз­ мягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов.

Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие.

Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»).

Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и жи­ вота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот.

Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоя­

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое со­ блюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафио­ летовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ.

ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие боль­ ных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций.

Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, кото­ рый, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина Э. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особен­ но важным.

Методика ЛГ и массажастрого индивидуальна и зависит от перио­да, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и разви­ тия ребенка.

В начальном периоде,когда появились лишь первые признакиначинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возра­ стных комплексов.

Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; дос­ таточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожнос­ тью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразги­ бания в суставах.

Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недо­ ношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и т. п.)

Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы.

Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время заня­ тий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время.

Примерное занятие с ребенком 1-3 месяцев, больного рахитом в начальном периоде

1. Дыхательные упражнения — 2-3 раза.

2. Поглаживающий массаж рук.

3. Поглаживающий массаж ног.

5. Рефлекторные упражнения для стоп.

6. Рефлекс опоры или рефлекторная «ходьба».

8. Поглаживающий массаж спины.

10. Поглаживающий массаж живота.

11. Покачивание в позе «эмбриона» или покачивание на мяче.

12. Поглаживающий массаж груди.

13. Дыхательное упражнение.

В период разгара заболеваниясостояние ребенка значительно ухуд­шается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялы­ ми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

Занятия Л Г проводятся крайне осторожно. Общая продолжитель­ ность не более 10-12 мин.

Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движе­ ния в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основан­ ные на врожденных рефлексах.

Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успо­ каивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания.

Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следуем

выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ос­ лабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку).

Примерное занятие с ребенком 3 — 6 месяцев

2. Поглаживающий массаж рук.

3. Поглаживающий массаж ног.

4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

5. Поворот со спины на живот (с помощью).

6. Поглаживающий массаж спины.

7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.

9. Поглаживающий массаж рук.

10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 3-4 раза. 11. Поглаживающий массаж ног.

12. Сгибание ног вместе или попеременно или «скользящие шаги» (3-4 раза).

13. Поглаживающий массаж живота.

В период восстановленияздоровья ребенка интенсивность и про­должительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «Недоношенные дети».

С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Особенно рекомендуются упражне­ ния, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечеб­ ный эффект дают плавание и упражнения в воде.

В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и размина­ ние, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев

в восстановительном периоде

1. Поглаживающий массаж рук.

2. Скрещивание рук на груди.

4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

5. Повороты со спины на живот вправо.

7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).

9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипывани­ ем вокруг пупка).

10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные

12. Массаж грудной клетки спереди назад.

13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под лок­ ти до перехода в положение стоя на коленях.

14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

16. Приподнимание прямых ног до палочки.

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахи­ та,которые проявляются главным образом в значительной задержке пси­хомоторного развития и костных деформациях.

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений. Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живо­ та, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.

Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укреп­ ляющие ослабленные мышцы.

Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, ис­ кривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

Примерное занятие для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1 года

1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).

2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).

4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.

6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.

7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.

8. «Тачка» — ходьба на руках при поддержке за ноги.

10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).

12. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.

13. Из исходного положения сидя — повороты туловища вправо и влево за игрушкой.

14. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.

15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.

Примерное занятие для ребенка в возрасте
от 1 года до 1 года 6 месяцев

1. И. п.: лежа на спине. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).

4. Переход в положение сидя — колени фиксированы.

5. И. п.: сидя. Повороты вправо и влево за игрушкой.

6. Поднятие рук над головой («Достань игрушку») и возврат в и. п.

7. Переход в положение лежа.

8. Поднимание выпрямленных ног.

9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.

10. Подползание под скамеечку.

11. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе. То же одновременно с ногами («рыбка» или «лодочка»).

12. Из положения стоя с фиксированными коленями — наклоны и вып­ рямление туловища. Наклониться, взять игрушку, поднять ее над головой.

13. Массаж стоп, упражнения для стоп.

14. Ходьба по ребристой дорожке.

15. Приседание за игрушкой.

16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.

17. Переход из положения лежа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

источник