Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Пятница, 26.05.2017, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В АРМЕНИИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В АРМЕНИИ
В Армении о христианстве знали за несколько веков до распространения новой религии и принятия ее в качестве государственной религии в стране. Первыми, исторически обоснованными факторами распространения христианства в Армении, стали внешние факторы, а именно: проповедь апостолов и посредством общения с иностранными подданными. Рассмотрим эти факторы по – отдельности:
1. Деятельность апостолов. Самыми первыми проповедниками христианства в Армении были ученики Иисуса Христа – Фаддей и Варфоломей, которые именовались апостолами. Уходя от преследования римлян, они приходят в Армению, которая в середине I в нэ была одним из крупных и могущественных государств в Передней Азии и, особенно, в Малой Азии (в то время Армения все еще была единым государством, где под эгидой Великой Армении были об’единены также Малая Армения, Срединная страна, Армянская Кесария, Коммагена Поэтому говоря про Армению, мы, в данном случае, будем иметь в виду территорию Армянского нагорья). Исходя из того, что христианство в Армении проповедовали, в первую очередь апостолы, Армянская христианская церковь названа апостольской. Расскажем вкратце о деятельности апостолов в Армении:
а/ Фаддей. Сначала он идет в Армянскую Кесарию. Дойдя до ее столицы, города Эдесса, он приходит к царю Армянской Кесарии - Абгару, который страдал проказой. Легенда говорит, что Фаддей излечивает царя от проказы. Излечился ли Абгар от тяжелой болезни на самом деле или нет, неизвестно. Однако фактом является то, что Абгар, его семья, весь его двор и армия принимают христианство. По всей вероятности, дело этим и ограничивается. В то время, языческая религия классического периода, распространенная в Армении, достигает кульминации своего развития. Пантеон языческих кумиров дополняется новыми кумирами, в частности – кумиром – покровителем нового года – Аманором (что, с армянского дословно переводится “год новый”). Кроме того, максимально расширяются языческие храмовые комплексы в областях Акилесян (в селениях Тил и Ериз) и Даранах (в селении Тордан) истор. провинции Высокая Армения. Однако, особый размах принимает расширение храмового комплекса в местечке Аштишат, расположенного в области Тарон истор. провинции Туруберан. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что поклонение языческим кумирам в Армении стояло на самом высоком уровне и уступать свой приоритет совершенно новой и неизвестной еще религии не собиралось (во всяком случае, по меркам I в нэ). То, что царь одной из армянских стран – вассал царя общеармянского государства, в частном порядке, принял христианство, еще не говорит о том, что вся страна сама приняла новую религию (не говоря уже о других странах Армянского нагорья, а тем более - об Армении вообще). Абгар не стал насаждать в стране неизвестную доселе религию. Тем более, что это могло привести к религиозной (а по сути дела – и ко гражданской) войне в Армянской Кесарии, и, в конечном итоге, к падению правящей династии в регионе (т.к. царь Великой Армении начал бы войну с Абгаром и, несомненно сверг бы его, поставив на трон Армянской Кесарии правителя из другого рода). Так или иначе, ничего этого не произошло и дело ограничилось основанием первой христианской общины, а также тем, что армяне услышали Благую весть об Иисусе Христе и Божьем Царстве. После Эдессы, Фаддей направился в Великую Армению. Здесь уже проповедь Божьего Слова приняло больший размах. Фаддей начал вести свою пропрведь с еврейских общин (т.к. евреи были хорошо знакомы с Ветхим Заветом и знали о приходе обещанного Мессии – Помазанника Божьего – Иисуса Христа). В Великой Армении такие общины существовали в Тигранакерте, Арташате, Зарехаване. Постепенно в проповедь вовлекалось и коренное армянское население. Нелегально основывались небольшие христианские общины, которые, со временем, стали укрупняться. С новой религией стало знакомиться все большее число людей из самых разных слоев армянского общества, включая аристократию и, даже, элиту общества. В то время в Великой Армении правил царь Санатрук II (88 -110 гг нэ). Он был известен тем, что придерживался древних армянских традиций и, всячески, поддерживал господствующую религию. Узнав о новом вероучении, Санатрук начал преследовать христиан и запретил его проповедь. Среди прочих аристократов, принявших христианство, была дочь царя – Сандухт. Узнав об этом, царь арестовал многих христиан из знати, свою дочь, апостола Фаддея. Он предложил им вновь принять их. Но когда они отказались подчиниться, то царь приказал казнить их всех, в том числе апостола Фаддея и свою дочь Сандухт. Казнь была проведена городе Шаваршаван, который находился в области Артаз, истор. провинции Васпуракан;
б/ Варфоломей. После Фаддея, проповедь Благой вести в Армении продолжил апостол Варфоломей. Спасаясь от преследований римских властей, Варфоломей идет сначала в Персию, а затем в Великую Армению. В обоих государствах Варфоломей вел активную проповедническую деятельность, особенно, в Армении. Он основывает новые христианские общины, в которые вовлекаются многие аристократы, в том числе и сестра Санатрука II – Вогуи. Узнав об этом царь казнит их и апостола Варфоломея в городе Аребанос.
2. Иностранные подданные. Армения находится в стратегически важном регионе. Еще с древних времен через Армению проходили важнейшие караванные торговые пути, связывающие друг с другом различные страны Древнего Востока. Поэтому через Армению проходило большое число иностранных купцов из Великой (Приморской) Каппадокии, северных и северо-западных регоионов Малой Азии, Персии, крупнейших стран и регионов Средиземноморья и других стран. Кроме того, что в Армении шла всегда очень бойкая и оживленная торговля с иностранными купцами, армяне всегда были в курсе всех основных событий, происходящих в соседних с Арменией странах (в то время не было ни прессы, ни радио, ни телевидения, и ни Интернета), благодаря личному общению людей с иностранными купцами. Исходя из вышеизложенного, логично предположить (скорее всего, так оно и было на самом деле), что именно таким образом, весть о христианстве и более подробные сведения о нем, распространялись среди части населения Армении, посредством бесед с иностранцами. Здесь необходимо учесть еще одно немаловажное обстоятельство. После казни Иисуса Христа, многие Его ученики и последователи, спасаясь от преследований римских властей, уходили в другие страны и регионы и проповедовали Благую весть. Эту весть, несомненно, слышали и купцы (эти купцы могли просто говорить о новой религии, не будучи христианами), торговавшие в Армении и, сами не подозревая об этом, распространяли ее. Постепенно население Армении узнает об Иисусе Христе и Его учении. Проходят годы, десятилетия.
3. Новый этап в распространении христианства в Армении. Со временем (во II – III вв нэ), христианство распространяется по Армении. В каждой области и крупном городе страны нелегально функционировали христианские общины, которые продолжали укрепляться и расширяться. В начале 30-ых годов II вв нэ, царь Армении Вагаршак I (117-140 гг нэ), реконструировал и расширил селение Вардгесаван [это селение возникло в период правления царя династии Ервандянов – Ерванда Сакавакяца (570 – 560 гг до нэ). Зять Ерванда (муж его сестры) – Вардгес, в истор. провинции Айрарат строит новое селение и называет его своим именем – Вардгесаван (”аван” в переводе с армянского означает “село”, “поселение”). В этом селении он строит капище, посвященное языческим кумирам – покровителям “ подземного царства”. В то время эти кумиры были безликими и не имели своих имен], строит на этом же месте новый город и называет его своим именем – Вагаршапат (греки называли этот город “Неополис”, что в переводе с греческого означает “Новый город”). Вскоре этот город становится новой столицей и одним из самых значительных городов Великой Армении. Один из главных языческих храмов новой столицы был посвящен Сандарамету (почитание кумиров “подземного царства” достигло своего апогея в классический период развития языческой религии в Армении. В это время, еще со времен Арташесянов, в качестве главного кумира - покровителя “подземного царства” стал почитаться Сандарамет, что в переводе с армянского означает “подземный мир”). Очень скоро новая столица стала заполняться жителями – гражданами Армении и чужеземцами. Быстрыми темпами строились дворцы для царя и его приближенных, дома для жителей, места поклонения языческим кумирам, постоялые дворы и др. Среди прочего населения нового города были и первые армянские христиане, которые (опять же тайно) основывали свои общины. Проповедь христианства в новой столице велась довольно активно. Это об’ясняется тем, что новая столица очень скоро стала одним из главных городов Великой Армении. Вскоре туда, вместе со своей семьей и всем двором, переместился царь Армении и жизнь в Вагаршапате закипела вовсю. Снова проходят годы и десятилетия. Христианские общины продолжают расти в числе и укрепляться. Однако они были еще разрозненны. Нужен был человек, который смог бы об’единить их и встать во главе деятельности общин. И такой человек вскоре вышел на историческую арену.
4. Григорий Просветитель. Проповедь и дальнейшее распространение христианства в Армении переходит на новый, более высокий уровень в период деятельности Григория Партева (“партев” - в переводе с армянского означает “парфянин”). По происхождению, Григорий был из младшей ветви царской династии Персидских (Парфянских) Аршакидов. Его отец – Анак служил при царском дворе. Однако, в 224 г нэ, он, вместе со своей семьей (также со своим маленьким сыном - Григорием), вынужден был бежать в Армению. [Этому предшествовали очень бурные события, происходившие в Персии, в начале 20-ых годов III в нэ. В то время в Персии царствовал Вагарш V (208 – 223 гг нэ) Аршакид. В период его правления усилился разброд в стране и недовольство князей центральной властью. Своей активностью, направленной против царской власти, особенно выделялись князья южных регионов страны. Воспользовавшись этим, брат Вагарша V – Артаван, об’явил себя царем Персии и подчинил себе южные регионы Персидского государства. Он присвоил себе династическое имя Артаван V. В Персии началась гражданская война, которая длилась 10 лет. Законному царю - Вагаршу V не удалось подчинить себе мятежников. Более того, в 223 г нэ, Артаван сверг своего брата и стал царем всей Персидской державы. Однако, в том же 223 г., один из главнокомандующих войсками Вагарша V – Арташир (его дед – Сасан в молодости был крупным военачальником, а потом стал главным жрецом Ахурамазды – верховного кумира персидского языческого пантеона. Сын Сасана и отец Арташира – Папак был верховным жрецом Персии) Папакан из рода Сасанидов сверг Артавана V и об’явил себя царем Персии. Так пала одна из могущественных царских династий, правивших в Передней Азии – династия Парфянских (а впоследствие - Персидских) Аршакидов, просуществовавшая в общей сложности 473 года (династия Парфянских Аршакидов была основана царем Парфии Аршаком I Великим в 250 г. до нэ). Однако, Арташир тайно питал особую ненависть к царям из рода Аршакидов, т.к. отец Вагарша V - Вагарш IV (191 – 207 гг нэ) преследовал Папака и всячески ущемлял права персидских жрецов (Как было сказано выше, и дед, и отец Арташира были жрецами. Т.е. Арташир воспитывался в жреческой семье. Кроме того, он был религиозным человеком и ему не нравились преследования жрецов со стороны царской власти). Таким образом, Арташир стал основателем новой царской династии в Персии – династии Сасанидов. Став главою государства, Арташир начал преследовать представителей рода Аршакидов, лишать их занимаемых должностей, насильно отбирать принадлежавшие им земли, изгонять их из дворца, столицы и страны. Тех, кто сопротивлялся этому, Сасаниды предавали смертной казни]. В период персидского политического кризиса, в Армении правил царь из династии Армянских Аршакидов, Хосров II Великий. Именно к нему и приходит отец Григория – Анак. Хосров II принимает Анака на службу к себе. Однако, впоследствие выясняется, что Анак бык подослан персидским царем Шапухом I (243- 248 гг нэ), чтобы убить армянского царя [Придя к власти, Сасаниды стремились установить свою гегемонию во многих странах Передней Азии, в том числе и, в Армении. Став царем Персии, после своего отца Арташира I, Шапух I начал вести агрессивную политику против Армении. Но армянские войска, под руководством Хосрова I ВеликогоI, всякий раз давали решительный отпор персидским захватчикам и изгоняли их с родной земли. Не достигнув ожидаемых результатов на поле брани, персидский царь решил пойти на низость и убрать выдающегося армянского царя другими способами. Именно поэтому, Шапух I посылает в Армению Анака, чтобы тот убил Хосрова. Анаку удается осуществить свое подлое намерение во время одного из дворцовых празднеств (некоторые исследователи считают, что убийство Хосрова произошло во время царской охоты, на которой присутствовал и Анак)]. После убийства Хосрова II, армяне убили Анака и истребили весь его род.Чудом спасся только малолетний сын Анака – Григорий. Его спасли князья из рода Слкуни, которые потомственно занимали пост спарапета - главнокомандующего армянскими войсками. Они укрыли Григория в своем поместье, в области Тарон и воспитали его, в соответствии с принципами, принятыми в среде армянской знати и при дворе. Когда Григорий подрос, то он был принят на службу при царском дворце. Но он был уже (тайно, как и все другие) христианином. Где и когда Григорий узнал о новом вероучении, какую (-ие) общину (-ы) он посещал, когда и где крестился, не известно. Так или иначе, но со временем, Григорий становится одним из видных деятелей христианства в Армении, однако об этом не знали еще ни царь, ни царедворцы. В конце III в нэ царем Армении был Трдат III (298 -330 гг). То, что Григорий – христианин, стало известным во время одного из летних религиозных празднеств, посвященных Анаит, которые проходили в селении Тил и в которых участвовал царь, вместе со своей семьей и своими приближенными. Во время этого праздника, Григорий отказался принести жертву и совершить другие обряды поклонения кумиру. Когда царь узнает о принадлежности Григория ко христианскому течению, то приказывает заточить Григория в Хор – Вирап, замок, расположенный недалеко от Арташата и служивший в то время местом заточения знатных людей и политических врагов правящей династии (как Бастилия во Франции или Петропавловская крепость в Российском Санкт - Петербурге). Заключенные, в Хор – Вирапе, находились в ужасных условиях, очень многие умирали, но, к счастью, Григорию удалось выжить. Позже мы увидим, что с ним случилось потом.
5. Девы – мученицы. Как уже говорилось выше, новая армянская столица – Вагаршапат, вскоре превратилась в большой полис, где, наряду с дворцами царя и аристократов, находились и об’екты, обслуживавшие население города. Таковыми были и давильни винограда (а при них и здания, где работали виноделы), которые располагались в пригородах новой столицы. Обычно на таких об’ектах трудился подневольный люд и беднейшие слои населения. Поэтому аристократам было зазорно посещать такие места и обслуживающий персонал контролировался, в основном, со стороны своих непосредственных начальников. А тем нужно было, чтобы работа выполнялась четко, в установленные сроки, что и делалось работниками. Все остальное, в том числе и то, чем занимались работники в свободное от работы время, начальников не интересовало. Этим обстоятельством воспользовались христиане. Они стали собираться в пригородах Вагаршапата. Среди прочих христиан была и группа женщин, которой руководила девушка по имени Гаяне. В этой группе особенно были активны Рипсиме и Шогакат. Христиане (в том числе и девушки) активно проповедовали, привлекали на свою сторону многих людей. Таким образом, увеличивалось число христиан в стране. Однако, общая ситуация в Армении, складывалась не в пользу христиан. Царь развернул активную кампанию по преследованию сторонников нового вероучения. Тех, кто попадались, заставляли признавать старых кумиров. Если они не отрекались от христианства, то их бросали в тюрьмы, посылали на принудительные работы. Но самых активных и принципиальных приговаривали к смертной казни. Казнили и группу девушек – христианок. А произошло это так. Однажды царь Трдат возвращался с очередной прогулки и, на одной из улиц Вагаршапата, увидел Рипсиме. Плененный красотой девушки, царь приказал найти ее и доставить во дворец. Когда Рипсиме привели, Трдат предложил девушке стать его наложницей. Она отказалась, что нимало удивило царя [в Древней Армении, как и в других античных государствах, был широко распространен культ поклонения царям. Древние люди считали, что цари произошли от кумиров, являлись их прямыми наследниками и обожествлялись (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители). Неповиновение царям считалось святотатством и могло “сурово караться кумиром /-ами/”. Кроме того, быть царской наложницей, считалось огромной честью для девушки, особенно незнатной. Поэтому, когда девушка не хотела удостаиваться такой “чести”, то она должна была иметь или очень веские основания, или же такое поведение вызывало недоумение. В данном случае, отказ Рипсиме имел библейское основание (в Библии сказано, что: “необходимо избегать блуда” – Эфесянам 5:3)]. Вскоре Трдат узнает, что Рипсиме – христианка. Ее арестовывают и хотят заставить признать старых кумиров. Однако девушка не подчиняется. Поэтому, по приказу царя, ее пытают, а потом казнят. Кроме того, узнают о местонахождении других девушек – христианок этой же общины. После ареста, все они подвергаются той же участи, что и Рипсиме. Но такие крутые меры не могли остановить распространение христианского учения в Армении.
6. Освобождение Григория. Как уже было сказано выше, Григорию удалось выжить, будучи в заточении в Хор Вирапе. Но в начале весны 301 г. нэ он был освобожден из заточения. Вот здесь легенды и реальность тесно переплетаются друг с другом. Согласно распространенной легенде, в начале 301 г. царь Трдат и его домашние тяжело заболели. Несмотря на все усилия врачей, никто не мог их вылечить. Однажды ночью царице пришло видение: седобородый старец говорил ей, что излечиться они смогут только тогда, когда из тюрьмы будет освобожден Григорий, а царь примет новую религию. Болели ли на самом деле царь и его семья или нет, неизвестно. Но фактом является то, что Григорий был освобожден из заточения и вновь стал приближенным царя.
7. Принятие христианства, в качестве государственной религии. В конце мая – начале июня 301г. нэ, царь Армении Трдат III, его семья, царедворцы и царская армия крестились в водах реки Арацани (армянское название реки Восточный Евфрат), в области Тарон, неподалеку от местечка Мцурн. Крестил их руководитель армянских христиан – Григорий Партев, который принял титул католикоса. Приняв водное крещение, они символизировали таким образом посвящение Богу и принятие христианства, в качестве государственной религии. После этого христианство начало свое продвижение по стране. Так начался новый этап в истории Древней Армении.
8. Принципы различных вероучений. Принятие христианства не оставило равнодушным никого. Оно затронуло все социальные слои общества Армении и разделило его на 2 непримиримые части: сторонников нового вероучения и приверженцев старых кумиров. Рассмотрим принципы каждого из этих течений с исторической точки зрения:
а/ христианство. Главным принципом христианства, как вероучения, было равноправие всех слоев населения любой отдельно взятой страны (как и человечества, в целом). В начале I в нэ, Иисус Христос, проповедовал о Царстве Божьем, которое будет установлено на всей Земле. Оно и должно было установить всеобщую справедливость. Именно этот принцип и импонировал угнетенным и обездоленным во всех тех странах, где проповедовалась Благая весть о Царстве Божьем. Армения не была исключением. И здесь также было много обездоленного и эксплуатируемого люда. В первых веках нового тысячелетия Армения была одной из первых стран, которая перешла от рабовладения к феодализму. Бывшие рабы превращались в крепостных крестьян. Кроме того их ряды пополняли многочисленные люди из беднейших слоев свободного населения, а также шло обнищание некоторых социальных прослоек в городах. Таким образом беднота составляла большую и внушительную армию в стране. Поэтому идеи о справедливости нашли хороший резонанс в сердцах этих людей. Этим и об’ясняется тот факт, что, несмотря на засилье язычества в стране, армяне с удовольствием принимали принципы нового вероучения и старались следовать им. К беднякам присоединялись и аристократы и, даже, члены царских семей и царедворцы (об этом было рассказано в начале статьи), которые будучи людьми добрыми и благородными, старались облегчить тяжелую долю своих сограждан (в первую очередь - соверующих). Как уже говорилось, христианские общины в Армении увеличивались в численности, укрупнялись и, с течением времени, приобретали определенный вес и значение в обществе. До своего официального признания, нелегально действующее в Армении христианство, достигло кульминации своего развития, в конце III в нэ;
б/ язычество. Это система религиозного поклонения, в котором люди поклонялись многочисленным обожествленным кумирам (идолы, предметы поклонения), которые:
• на самом деле не существовали и были придуманы людьми;
• люди, от которых произошли имена кумиров, на самом деле существовали и оставили весьма заметный след в истории Армении и в памяти народа. Они стали прототипами кумиров. Например: патриарх Хайк, а также один из первых царей Армении - Арам Об’единитель.
9. Религиозная война в Армении. Как уже было сказано, элита армянского общества того времени (а вместе с ними и царская армия) приняла христианство. Одновременно с ними, христианство приняло и население тех провинций и областей, которые были в подчинении у царя и царедворцев (в первую очередь, провинция Айрарат, Туруберан и прилегающие к ним регионы). Но некоторые регионы Великой Армении продолжали оставаться “языческими”. Таким образом, все общество Армении разделилось на две большие группы: приверженцы «старой» религии – язычники и приверженцы «новой» религии – христиане. Со времени принятия христианства в качестве государственной религии, его адепты очень активно (уже вполне легально, т.к. царь и многие крупные князья были христианами) стали распространять новую религию. А язычники всячески противодействовали этому процессу. В Армении назревал социально – общественный и религиозный кризис, который вылился в религиозную (а по сути дела – в гражданскую) войну. В этой войне побеждают христиане, возглавляемые царем Великой Армении Трдатом III и первым католикосом (главой Армянской христианской церкви) Армении Григорием Партевом (Просветителем). Таким образом, в истории одного из древнейших народов мира –армян, начинается новая эпоха – христианская эра, которая длится и по сей день.
Категория: Армения | Добавил: Овик (01.12.2014) | Автор: Ованес Тирацуян E
Просмотров: 1701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017