Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Воскресенье, 24.09.2017, 08:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
1. Общая часть

С самого начала своей жизнедеятельности, люди приписывали слепому случаю все, что их окружало и что происходило с ними. Со временем происходило постепенное развитие человеческого общества, а вместе с тем и постепенное накопление некоторых знаний о природе и природных явлениях. Люди начинают понимать, что случайно ничего не происходит, но все должно иметь свое логическое об’яснение. А именно то, что в основе всего должен присутствовать Разум, во много раз превосходящий умственные способности человека. Однако, не зная правды об Истинном Боге, люди начинают придумывать то (или тех), кто возможно могли бы быть создателями или, скорее всего, покровителями тех или иных необ’яснимых природных явлений. В тот промежуток времени, когда в человеческом обществе господствовали родо – племенные отношения, религиозное поклонение носило простой характер. Люди сначала поклонялись тем об’ектам и предметам, которых видели и с которыми сталкивались в процессе своей повседневной деятельности. Так возникли самые примитивные способы поклонения:
а/ тотемизм (поклонение тотемам). Это обожествление животных или растений. Обожествлялись животные или растения, которые имели наибольшее распространение в данном регионе и, с которыми, была непосредственна связана хозяйственная деятельность людей (например: домашние животные или животнее, на которых охотились люди);
б/ фетишизм. Это обожествление тех предметов быта, которые были наиболее используемы в хозяйственной деятельности людей того времени и в данном регионе;
в/ анимизм. Это обожествление души.
Со временем люди начинали задумываться также и о том, как они появились на свет. Жизненные наблюдения однозначно показывали, что люди рождены женщиной. Таким образом, женщина дает жизнь новому человяеческому существу, т.е. совершает своего рода “чудо”. Не все способны совершать чудеса. Но те, кто это делает достойны почитания и, даже, поклонения. Так возникает матриархат. Это обожествление матери, а в более широком смысле – женщины вообще.
Проходит определенный промежуток времени. В социальной жизни древнейших людей происходят коренные изменения: люди начинают делиться на богатых (сначала – на зажиточчных) и бедных. Последние попадают в кабальную зависимость от первых. Среди богатых людей выделяются наиболее влиятельные, которые и начинают диктовать свои условия другим. Практически они становятся руководителями древней общины, живущей в данном регионе. Однако еще остаются некоторые демократические принципы. Поэтому все члены древнего общества пока еще имеют какой – то вес. Важные решения принимаются хотя уже под главенством богачей, но все еще совместно (бедняки пока еще имели право голоса). Однако, со временем, и эти остатки демократии исчезают. Древнее общество уже полностью находится под влиянием богачей. Мнение прочих членов общества уже не играет решающей роли. Древний мир медленно, но верно идет к системе тоталитаризма. Но и в среде богатых людей происходит расслоение. Верхушка древнейшей элиты становится признанным руководителем данного региона. Так появляются князьки, князья, правители областей отдельно взятого региона и, наконец, единовластные правители вышеупомянутых регионов – или цари. Все эти изменения в общественной жизни древнего общества находят свое непосредственное отражение в духовной жизни людей и, в первую очередь, в системе религиозного поклонения.
Все те принципы, которые лежали в основе античного общества, механически переносились на пантеоны языческих кумиров, а именно:
а/ верховный кумир – царь в человеческом обществе и его супруга – царица. Они считались родителями и владыками всех других кумиров. По этой причине, последние подчинялись им как дети (в античном обществе авторитет родителей и, особенно, отцов был непререкаем) и подвластные князья (в античном обществе вассалы обязаны были подчиняться правителям более высокого ранга, не говоря уже о безоговорочном подчинении царям страны. Считалось, что этот порядок был заведен еще с момента создания людей верховными кумирами. Поэтому, в большинстве случаев, люди свято чтили иерархию, установленную издревле, боясь навлечь на себя “гнев и кару” кумиров. Таким образом, на самой верхушке иерархической лестницы стояли цари);
б/ главные кумиры (покровители природы, природных явлений и сфер деятельности людей) - в человеческом обществе – советники царя;
в/ кумиры – покровители отдельных провинций и областей - в человеческом обществе –владетельные князья (правители, непосредственно подвластные царю);
г/ второстепенные кумиры - в человеческом обществе – правители или князья более низкого ранга (вассалы), подчиненные царю и (или) владетельным князьям;
д/ кумиры – покровители эмоциональной сферы и здоровья людей - в человеческом обществе – жрецы;
е/ кумиры – покровители добра, добрых дел и порядочности - в человеческом обществе – друзья и близкие родственники людей, находящиеся в хороших отношениях с ними;
ж/ кумиры – покровители зла, злого начала и злых дел вообще - в человеческом обществе – враги и недруги людей.

2. Влияние языческих пантеонов на политическую жизнь страны

В течение веков шла борьба за власть между правителями и их вассалами. Цари и правители стремились укрепить государство, а это, в свою очередь, укрепляло их власть и авторитет в древнем обществе. Вассалы же, наоборот, стремились не подчиняться властителям и сохранять свою независимость. Иногда такая борьба носила непримиримый характер. Применялись самые различные методы борьбы: политические, экономические, военные и религиозные. Остановимся на последнем методе. Языческая религия – это система поклонения многочисленным кумирам (по-другому – язычество называется политеизм или мнбогобожие). Религиозное (языческое) поклонение довольно успешно использовалось в борьбе обеими сторонами. Например, правителям страны было выгоднее, чтобы их подданные, в первую очередь, поклонялись верховным кумирам, а поклонение прочим кумирам уходило на дальний план. Верховные кумиры были “первыми лицами” в пантеоне, так же, как и цари были первыми лицами в данном государстве. Это означало, что поклоняясь верховным кумирам, общественные слои населения признавали авторитет царей, а в какой – то степени, и поклонялись им. Такого принципа придерживались цари, т.к. они укрепляли центральную власть в стране. Но существовала и другая, противоположная, доктрина, которую часто использовали вассалы. Они стремились внушить людям, что нужно в одинаковой мере поклоняться также и другим кумирам. Таким образом они хотели подчеркнуть, что вассалы играли не менее важную роль в обществе. Получалось, что количество кумиров пантеона имело определенное влияние на принципах поклонения древних людей. Если люди, в равной степени, поклонялись всем кумирам, то значимость верховных кумиров в системе поклонения уменьшалась. Чем больше кумиров было в пантеоне, тем большее число людей поклонялось им (всем). Это означало, что тем больше людей уходило от поклонения верховным кумирам, а фактически от поклонения царям, и признания их абсолютной власти в стране. Разумеется, верховным кумирам, в той или иной степени, поклонялись все. Здесь надо принять во внимание следующее: если люди поклонялись другим кумирам с тем же рвением, как и верховным кумирам, то они (не задумываясь об этом или сознательно) не ставили на первое место верховных кумиров (параллельно этому: для этих людей правители страны занимали далеко не первое место). Одним словом, массовое и неоспоримое поклонение верховным кумирам означало, что люди та же беспрекословно признавали и принимали верховенство центральной (царской) власти в своем обществе и в стране, в целом. Большинство граждан принимало центральную власть своей страны. Однако были и те, которые шли против правителей, а зачастую – сознательно. В числе последних были недовольные царем владетельные князья и жрецы. Некоторые центробежные владетельные князья, в борьбе против центральной власти, присоединялись к тем жреческим общинам, чьи храмы располагались на территории их областей. Они могли использовать, а порой и использовали, храмовых служителей, для борьбы с правителями. Цари прекрасно понимали, что такой союз мог создавать определенные препятствия для четкого руководства, как внутренней жизни, так и внешней политики страны, а во время войны со внешними врагами мог быть даже губительным. Однако не все цари и правители решались в открытую выступать против привелегированного и авторитетного класса жрецов и предпочитали хитростью ограничивать их действия.
Категория: Армения | Добавил: Овик (26.02.2015) | Автор: Тирацуян Ованес E
Просмотров: 516 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017