Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Воскресенье, 23.07.2017, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ХАЙАСА - АЗЗИ
ХАЙАСА - АЗЗИ.

I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ХАЙАСА – АЗЗИ

Государство Хайасов из себя представляло родовое государственное об’единение и стало прототипом единого государства на территории Армянского нагорья. Оно возникло в конце XVI – начале XV вв до нэ. Однако этому предшествовал ряд важных событий. В этом об’единении главенствующую роль играло племя хайасов. Хайасы были выходцами из Срединной страны (древнеарм. - Гамирк). С первой половины XVI в до нэ область Мажак Срединной страны (по-армянски-Гамирк) становится центром обитания племени хайасов. Со второй половины XVI в до нэ – племя хайасов переходит из Гамирка в истор. провинцию Высокая Армения (к востоку от Гамирка) и там устанавливает свое постоянное место жительства. Со временем, они начали усиливаться и проводить экспансию на восток Армянского нагорья, заняв его многие регионы. После этого хайасы начинают об’единять племена, жившие в западных регионах истор. Великой Армении, одновременно владея большей частью Срединной страны. С первой половины XV в до нэ образуется племенное об’единение Хайаса с центром в истор.Высокой Армении. Одновременно, в тот же период, образуется независимое племенное об’единение Аззи на северо – западе Великой Армении.. Параллельно этому, в середине II тыс. до нэ, на Армянском нагорье образуются племенные союзы, которые постепенно превращаются в государства: Исува, Сухме, Дайя. Во второй половина XV в до нэ племя хайасов продвигается на север – северо-восток Армянского нагорья, присоединяя эти регионы к Хайасе.
Во второй половине - конце XV в до нэ возникает независимое государство Тегорама (Торгома), которое впоследствие, становится союзником Хайаса – Аззи. Во второй половине XV в до нэ племя хайасов оккупирует Аззи и присоединяет ее к Хайасе. Образуется крупное и могущественное племенное об’единение Хайаса – Аззи, которое в течение многих десятилетий играет роль гегемона на территории многих регионов Армянском нагорья, подчинив сфере своего влияния многие арменоязычные племена, жившие в этих регионах. Примерно в это же время формируется языческий пантеон хайасов, который имел общенациональное значение для многих арменоязычных племен. Для верховного кумира хайасов, его супруги, главных кумиров пантеона и некоторых других кумиров выделяются особые местности, где эти кумиры были наиболее почитаемы и там строились храмы (или капища) для отправления ритуалов. Для верховного и некоторых главных кумиров, таких мест было несколько.
Расцвет Государства Хайаса – Аззи наблюдался в XIV в до нэ. В этот период времени Хайаса – Аззи была одним из могущественных государств Малоазийского региона. Тогда там правила династия выдающихся царей из династии Аниасов. Основателем этой династии и ее первым царем был Аниас, который правил в конце 30-ых годов – конце 10 –ых годов XV в до нэ. Другими царями династии Аниасов были:
Караниас – 1400 – 1380 до нэ - царь Хайаса – Аззи. Продолжал дело об'единение арменоязычных территорий. Одним из первых стремился установить монотеизм в языческом пантеоне хайасов. Он построил город Карин в долине Ерзнка.
Хуканиас - 1380 – 1360 до нэ - царь Хайаса – Аззи, сын Караниаса. В этот период наблюдался расцвет государства Кизвитны, с которым Хайаса – Аззи установила добрососедские отношения.
Марианиас - 1360 -1350 до нэ - царь Хайаса – Аззи, сын Хуканиаса. В период его правления, в середине XIV в до нэ, в Арцахе (одна из первых в Малой Азии) создается армейская кавалерия.
Анианиас - 1350-1330 до нэ - царь Хайаса – Аззи, сын Марианиса. В период его правления Хайаса – Аззи достигла вершины своего могущества. Продолжал тенденцию по установлению монотеизма в языческом пантеоне хайасов и дело об’единения арменоязычных территорий, прилегающих к Хайасе. В это время участились военные столкновения Хаттии с Хайасой – Аззи. Войны велись с переменным успехом, но хайасам каждый раз удавалось полностью освобождать арменоязычные регионы от хеттских оккупантов. В 1347 г до нэ произошла битва хайасов с войсками хеттского царя Супилулиумаса при Куммахе, в которой хетты победили и оккупировали часть территории Хайаса - Аззи. В 1331 г до нэ Анианиас в битве при Каннуваре полностью разгромил войска хеттского царя Мурсилиса II. В результате этой победы, Верхняя страна Хаттии перешла к хайасам и стала называться Малая Хайаса (впоследствие – Малая Армения). В период правления Аниаса, в середине XIV в до нэ происходит расцвет независимого государства Варанда, столицей которого был город Карка. Она становится одним из союзников Хайаса – Аззи.
Муттианиас – 1330 -1320 до нэ - царь Хайаса – Аззи, сын Анианиаса. Он также продолжал дело по укреплению центральной власти в стране. После смерти своего отца Анианиаса, Муттианиас построил цитадель для столицы Куммахи, назвав ее Ани. Проводил политику по ослаблению влияния жрецов. С этой целью, в новой цитадели, Муттианиас построил крупнейший храм в Армении, посвященный верховному кумиру хайасского пантеона – Мажану (в эпоху Арташесянов этот храм был посвящен Арамазду).
Другие арменоязычные племена, которые остались независимыми от доминирующего положения хайасов, стали союзниками последних. В конце XV –XIV вв до нэ Государство Митаннии становится главным союзником Хайаса – Аззи. Другим союзником Хайаса-Аззи, со второй половины до конца XV в до нэ становится Государство Тегорама (Торгома). Главным внешним врагом хайасов было Государство Хеттов (Хаттия). Постоянные стычки и войны хайасов с хеттами протекали с переменным успехом. Столицей Государства Хайаса –Аззи была Куммаха, расположенная в истор. провинции Высокая Армения. Она стала столицей с 70-ых-60-ых годов XIV в до нэ.
С XII в до нэ– в это время Хайаса – Аззи уже утратило свое былое могущество, ограничилась пределами истор. провинции Высокая Армения и уступило роль гегемона другим племенным союзам.
В конце XII в до нэ (приблизительно 1120 -1100 до нэ) произошел распад племенного союза Хайаса –Аззи.

II. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВА ХАЙАСА - АЗЗИ

II. 1. ОСОБЕННОСТИ ПОКЛОНЕНИЯ ХАЙАСОВ
Религия хайасов в полной мере соответствовала всем принципам поклонения языческим кумирам, изложнным выше. Однако имелись и некоторые особенности:
а/ храмы хайасов. Служителями хайасских храмов были, в основном, молодые мужчины, которые, помимо всего прочего, обучались и военному делу. Многие крупные храмы были обнесены мощной и высокой стеной и напоминали крепости. Таким образом, можно предположить, что храмы были своего рода крепостными гарнизонами, которые можно было использовать как военные укрепления, в том случае, когда жрецы шли против центральной власти. В некоторых храмах вовсю процветала так называемая “храмовая проституция” (она вошла в обиход хайсских жрецов после введения хеттами поклонения Санте Грозному). Этим, в основном, занимались молодые и красивые девушки, подаренные храмам и жившие в них. Они не имели права выходить замуж и создавать свои семьи. Деньги от “храмовой проституции” пополняли казну храмов и, в конечном итоге, оседали в карманах алчных жрецов;
б/ влияние языческих пантеонов других стран на религию хайасов. Здесь будет отмечено поклонение Санте Грозному, которое вошло в пантеон хайасов из хеттского пантеона. Выше отмечалось, что Хаттия была очень беспокойным соседом хайасов и очень часто вторгалось на территорию последних. В античные времена, когда какое-либо государство одерживало победу над другим государством, то, помимо всего прочего, стремилось навязать побежденным свои духовные ценности (под духовными ценностями в древности предполагалось, в первую очередь, религиозное поклонение). В конце XV – начале XIV вв до нэ Хаттия достигла вершины своего могущества. Они одержали несколько значительных побед над хайасами и заняли некоторые приграничные районы Хайаса – Аззи. В оккупированных территориях, хетты строили храмы, посвящевнные своим кумирам и, в первую очередь, Санте Грозному - одному из главных и самых значительных кумиров хеттского пантеона. В числе прочих местностей, хетты оккупировали также приграничный город Нерик, располагавшийся на границе с Верхней страной (позже – Малая Хайаса = Малая Армения ). Именно в нем, хетты построили самый крупный храм, посвященный своему кумиру. В то время верховным кумиром хеттского пантеона был Тархунтас. Согласно верованиям хеттов, Санта Грозный не был “потомком” Тархунтаса. Хетты считали, что Санта Грозный “сам родил себя” и не имел никакой зависимости от других кумиров (в том числе, и от Тархунтаса). Несмотря на свое неординарное положение, Санта Грозный пользовался большой любовью хеттов. Ему поклонялись не меньше, чем даже Тархунтасу. Санта Грозный был покровителем грозы, грома, молнии и облаков. Позднее ему стали приписывать недюжинную силу. В своих руках Санта Грозный держал рыжую палицу, которой мог уничтожить все человечество. Чтобы этого не произошло, необходимо было постоянно “задабривать” грозного кумира. В жертву ему приносили людей (обычно – молоденьких, невинных девушек). Санту Грозного хайасы называли “Шант” (от древнеарм. “шант” - молния). Однако поклонение Санте Грозному было чуждо хайасам по ряду причин, а именно:
 по принципам своих верований, хайасы придерживались “классической” иерархической системы поклонения кумирам языческого пантеона, т.е. верховному кумиру должны подчиняться все остальные (в том числе, и главные) кумиры. Нет независимых кумиров. Сами по себе кумиры появиться (или родиться) не могут, но являются прямыми потомками верховных кумиров;
 для истинно хайасского пантеона языческих кумиров, не было принято совершение человеческих жертвоприношений, даже своему верховному кумиру Мажану;
 в храмах, посвященных Санте Грозному процветала “храмовая проституция”, явление, неприемлимое в обществе хайасов.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что основная масса хайасов не принимала чуждого им кумира. Но хайасские жрецы не собирались отказываться от нового источника больших доходов. Поэтому они стремились сохранить в стране поклонение Санте Грозному, приводя в пользу этого различные “веские” доводы. Они утверждали, что на поклонение Санте Грозному в Нерик приходит большое количество паломников из Хаттии, а соответственно этому растет прибыль не только храмов, но и государства, в целом. Поклонение хайасами Санте Грозному было ликвидировано после войны хайасов с хеттами в конце 30-ых годов XIV в до нэ. Это произошло в период правления царя Хайаса – Аззи Анианиаса, который одержал победу над хеттским царем Мурсилисом II. Последним аккордом в этой войне была блестящая победа Анианиаса в битве при Каннуваре, в 1331 до нэ. После этого началось массовое изгнание хеттов (в том числе и хеттских жрецов) с земель Хайаса - Аззи и восстановление поклонения хайасскому пантеону языческих кумиров, в чистом (без чужеродных кумиров) виде;
в/ нововведения хайасских царей в системе религиозного поклонения. Выше говорилось, что не все правители могли (или хотели) в открытую идти против жрецов и ограничивать их непомерно возростающий аппетит. Однако среди хайасских правителей находились некоторые, которые именно в открытую боролись со жрецами. В частности, это дело начал Караннианиас (правил в 1400 – 1380 годах до нэ). Он первым среди хайасских правителей выдвинул идею исключительного поклонения верховному кумиру – Мажану и его супруге – Гепит. По сути дела эта идея приближала систему религиозного поклонения к монотеизму (поклонению единому божеству). Караннианиас запретил человеческие жертвоприношения. Однако после его смерти, эти преобразования были забыты.
После Каранниаса, борьбу со жрецами успешно проводил в жизнь его потомок Анианиас (правил в 1350 – 1330 годах до нэ) – сын Марианиаса. Аннианиас, еще будучи престолонаследником, стал путешествовать по стране и уменьшать штаты тех (в первую очередь, крупных) храмов, которые не были посвящены Мажану или Гепит. Особое внимание ох уделял тем храмам, которые располагались в “мятежных областях” и явно поддерживали правителей этих областей в их борьбе с центральной властью. После резкого сокращения штатов храмов, многие молодые жрецы оставались без дела. По решению престолонаследника, эти люди должны были пополнять ряды регулярного войска царя. Если жрецы беспрекословно выполняли приказ, то никаких проблем не возникало. Храмы, откуда выходили новоиспеченные воины, продолжал нормально исполнять свои обязанности, но с меньшим числом служителей. Но если служители какого-либо храма оказывали сопротивление, то это оканчивалось трагически для них всех. В таких случаях не только уничтожались жрецы храма, но также к суровой ответственности призывались правители тех областей, на территории которых находились храмы (например: Анианису отказались повиноваться жрецы храма Ара в Айрарате и древнейшего храма Солнца на острове Ахтамар в Васпуракане. В обоих случаях бунтари были сурово наказаны). Муттианиас (правил в 1330 – 1320 годах до нэ) - сын Аннианиаса продолжил реформы в системе поклонения кумирам. Он освобождал из храмов девушек, занимавшихся “храмовой проституцией” с тем, чтобы они могли создавать свои семьи. Он увеличивал штаты жрецов храмов, посвященных Мажану и Гепит, по всей стране строил новые, посвященные им же. Муттианиас построил цитадель для столицы Куммаха на правом берегу реки Евфрат, после смерти своего отца и назвал именем своего отца – Ани. В новой цитадели он построил крупнейший храм, посвященный Мажану (впоследствие, во времена Арташесидов, его посвятили Арамазду);
г/ дальнейшая судьба пантеона хайасов. После упадка Государства Хайаса – Аззи, прекратил свое существование также и пантеон его языческих кумиров. В какой-то мере он стал прототипом классического пантеона языческих кумиров времен Арташесянов и начального периода Аршакидов, т.е. многие кумиры остались, но произошли некоторые изменения. С течением времени пантеон кумиров увеличился (прибавились некоторые кумиры), некоторые кумиры видоизменились и поменяли свое наименование (Мажана заменил Арамазд, Гепит заменила Анаит). Об этом более подробно будет изложено ниже.

II. 2. ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ В ПОКЛОНЕНИИ ХАЙАСОВ
В древние времена верования играли большую роль в жизни всех древних народов, в том числе и хайасов:
• Гора Нпат. Хайасы считали, что кумиры первоначально жили на вершине горы Нпат, но позже они переселились на небо.
• Воскрешение. Хайасы считали, что после смерти люди будут воскрешены к новой жизни (когда это произойдет, хайасы не знали). Воскрешать людей должен был кумир-покровитель Луны.
• Злые духи. Хайасы считали, что злые духи могли входить в рыбу через ее рот. Они могли вредить людям, если те употребляли в пищу такую рыбу. Поэтому, прежде чем кушать рубные блюда, хайасы ударяли по медному тазу. Таким образом, они якобы отгоняли злых духов.
• Крест. У хайасов крест считался символом тех кумиров, которые покровительствовали подземному царству. Первоначально они, якобы, жили в области Хорхоруник. Позже, они переселились в подземное царство, вход в которое находился на месте их прежнего жительства, т.е в области Хорхоруник.
• Цари. Хайасы считали, что цари (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители) являлись прямыми потомками кумиров. Поэтому царей приравнивали к кумирам и поклонялись им.
• Трндез – ритуал, посвященный Арегу – кумиру-покровителю Солнца и огня. Где-то в середине современного месяца февраля (13-ое число), недавно женившиеся люди и их близкие родственники, разжигали большой костер и прыгали через него. Считалось что: во-первых: это очищает вновь созданную семью от грехов;
во-вторых: таким образом, кумир-покровитель огня (Солнце, а позднее - Арег) побеждал зимние холода. Это приводило к возрождению природы от зимнего “сна” и приходу весны;
в-третьих: считалось, что прыгая через огонь, как юноши, так и девушки становились пригодными к семейной жизни.
• Колесо – считалось символом смерти и воскресения
• Гата - национальное печеное армян, употреблявшееся еще со времен хайасов. Оно было посвящено кумирам – покровителям смерти и воскресения (в первую очередь, кумиру – покровителю Луны). На гате изображалось колесо.
• Орион – звезда. Хайасы считали, что после своей смерти отец прародителя Хайка – Торгом (или Асканаз - в более позднем прочтении) вознесся на небо и воплотился в звезду Орион.

II. 3. ПЕРЕЧЕНЬ КУМИРОВ ХАЙАССКОГО ПАНТЕОНА
II. 3. 1. ВЕРХОВНЫЕ КУМИРЫ
 Мажан. Верховный кумир пантеона хайасов. Считался родоначальником армян. По своей сути был добрым кумиром. Ему были посвящены провинция Мажак в Гамирке, гора Мндзур, город Нерик. Крупнейший храм, посвященный Мажану находился в цитадели Ани, столицы Хайаса-Аззи – Куммахи.
 Гепит. Верховный женский кумир пантеона хайасов, супруга Мажана и мать всех остальных кумиров. Ей были посвящены истоки реки Западный Евфрат. Ее имя произошло от древнеарм. слова “отпит”, что означает “небесная красавица”.
II. 3. 2. ГЛАВНЫЕ КУМИРЫ
 Арег. Кумир-покровитель солнца, жизни. Ему была посвящена река Арпи (впоследствие - Арпа). Позже ему стали приписывать качества, присущие Солнцу и, в первую очередь, покровительство огню.
 Ара. Кумир-покровитель войны и охоты. Его именем названа Араратская долина (ранее – долина Таперакан) и гора Арагац в Шираке.
 Астхик. Дочь Гайка. Кумир-покровительница женской красоты.
 Цови – Нар. (“Нар” в древнеарм. означает - нимфа). Кумир-покровительница вод, рек, морей, озер. Цови – Нар почиталась с древнейших времен.
 Орион. Кумир-покровитель государства. Считался отцом Гайка. Впоследствие, якобы, становится звездой и обожествляется.
 Арпи. Кумир-покровительница света. Дочь Арега.
 Нергала. Кумир-покровитель земли и подземного царства. Большую часть времени он спит, но когда просыпается, то может вызывать землетрясения.
 Торк. Кумир-покровитель скал и камней.
 Нуар. Кумир-покровительница женского обояния, супруга Ара. Нимфа, которая впоследствие стала покровительницей озера Ван.
 Псак. Кумир-покровитель свадеб.
 Гой. Кумир-покровитель знаний
 Дживах. Кумир-покровитель зла. Впоследствие его имя стало нарицательным. и стало означать зло всякого рода
 Хив. Кумир-покровитель болезней
 Хатик. Кумир-покровитель смерти
 Угур. Кумир-покровитель темноты. Он был чудовищем, жившим под землей. Больпую часть времени он спал, но когда просыпался, то мог выпить воду с земли и вызвать засуху. Угуру подчинялся Большой Медведь, который защищал ворота подземного царства. Угуру был посвящен храм в Нерике.
 Хайк. Считался также и прародителем хайасов. Он не был бессмертным, но считалось, что обладал божественной сущностью.
Все перечисленные кумиры имели общенациональное значение. Остальные кумиры имели местное значение или же, будучи безликими, сами становились об’ектами поклонения, как покровители того или иного явления. Поэтому эти кумиры назывались по имени данного явления.
II. 2. 3. 3. МЕСТНЫЕ КУМИРЫ
• Апами. Кумир-покровитель воды. Он жил на вершине горы Абос. Его имя – “Апа” в древнеарм. означало “облако”. Впоследствие от его имени возникло название области Апаран (древнее наименование области Ниг). В этой области находилось капище, посвященное Апами.
• Вардгес. Юный кумир-покровитель реки Касах. Жил на вершине горы Ара
• Лели. Ужасное чудовище, имешее облик женщины. Имело 4 головы и 9 пальцев. Сестра Дживаха. Жила в истор. провинции Высокая Армения, в горах, окружавших Куммаху. Ее убила Астхик.
• Вишап. Дословно – в переводе с арм. - “дракон”. Подземное чудовище, поглощавшее воду.
• Человек – Рыба. Чудовище, жившее в воде и покровительствовавшее рыбам.
• Гарш. Кумир-покровитель зла. Приносил вред людям.
• Иллуй. Чудовище, которое имело облик крылатой ящерицы и могло уничтожить мир.
• Змрут. Бессмертный дух, имевший облик орла.
• Хадис. Кумир-покровитель горы Хадис.
• Хстор. Кумир-покровитель растительности. Его имя в древнеарм. означает “чеснок”

II. 3. 4. ПРОЧИЕ КУМИРЫ
¡ Солнце. Кумир-покровитель Солнца и огня. Его почитали с древнейших времен, в областях, расположенных на восточном побережье озера Ван. Ему был посвящен храм на острове Ахтамар.
Впоследствие консолидировался с Арегом
¡ Лелван. Один из второстепенных кумиров.
¡ Смерть. Кумир-покровитель смерти. Отец Угура
¡ Сон. Кумир-покровитель сна и сновидений
¡ Память. Кумир-покровитель памяти
¡ Ложь. Кумир-покровитель лжи. Считалось, что он дует на головы людей, из-за чего они вынуждены лгать
¡ Зависть. Кумир-покровитель зависти
¡ Время. Кумир-покровитель времени
¡ Огонь. Кумир-покровитель огня
¡ Луна. Кумир-покровитель Луны
¡ Ашора. Кумир-покровительница пшеницы. Она жила в области Аршаруник
¡ Гроза. Кумир-покровитель грозы. Он имел лук (радугу) и стрелы (мокнии)
¡ Хацануш. Кумир-покровительница зерновых токов.
¡ Гор. Кумир-покровитель зерновых культур. Впоследствие он стал жить на горе Гргур. Там он боролся с чудовищем, пожиравшим пшеницу.


III. ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

А

Абос – западная вершина горы Срманц. истор. провинции Туруберан

Аззи – государство, расположенное на северо – западе Великой Армении, в бассейне реки Чорох, в приграничных областях (северо-восточные области) истор. Высокой Армении и истор. Тайка (западные и юго – западные регионы). В конце XV в до нэ было завоевано хайасами. После этого государство стало называться Хайаса – Аззи. В конце XIII – начале XI вв до нэ, Аззи входила в состав области Карин, истор. провинции Высокая Армения. В классический период Аззи входила в состав истор. провинции Тайк (под названием - Азорд). Первая половина XV в до нэ - независимое племенное об’единение на северо – западе Великой Армении

Айрарат – это пятнадцатая провинция Великой Армении. Она была расположена к западу от реки Аракс, между бассейном р. Аракс и правым побережьем р. Кура. Граничил: с севера: с южной частью области Джавахк истор. провинции Гугарк; с северо – востока: с юго-западной частью истор. провинции Утик; с северо –запада: с юго- восточной частью области Кхарджк истор. провинции Гугарк; с востока: с западной оконечностью областей Гегаркуник и вайоц дзор истор. провинции Сюник; с запада: с восточной оконечностью областей Ког и Бердацпор истор. провинции Тайк; с юго – запада: с северо- восточной оконечностью области карин истор. провинции Высокая Армения; с юга: со всем северным регионом (северные части областей Мардахи, Даснаворк, Тварацетап, Апауник и Агиовит) истор. провинции Туруберан и северо –западным регионом (северные части областей Гарни, Мардастан, Артаз) истор. провинции Васпуракан. Состоял из 20 областей. В эпоху правления Арташесянов (начиная с Артавазда II) и Аршакидов, в Айрарате, из царских родственников имели право жить только царь, царица и престолонаследник. Поэтому, в этот период Айрарат называли также «царская область».

Ани – цитадель Куммахи – столицы Государства Хайаса – Аззи. Ани располагалась на правом берегу реки Западный Евфрат, в центральном регионе области Даранах, к северу от Карина, истор. провинции Высокая Армения. Была построена в 30-ом году XIV в до нэ царем Муттианисом, для увековечения памяти его отца – царя Анианиса. Там он построил крупнейший храм, посвященный Мажану (в классический период он был посвящен Арамазду).

Ара – гора в бассейне реки Касах, в области Арагацотн истор. Айрарат

Арагац – одна из крупнейших горных систем Армянского нагорья. располагалась на юго – восточной оконечности области Ширак, истор. провинции Айрарат

Араратская долина (ранее долина Таперакан) – центральный регион истор. провинции Айрарат. Там располагались многие столицы Древней Армении: Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин

Армянское нагорье – расположено между Иранским и Малоазийским плоскогорьями. Оно богато многочисленными горными цепями и плоскогорьями, занимает регион от 37°30' до 40°15' северной широты и от 38° до 47° восточной долготы. Площадь Армянского нагорья составляет более 400 тыс. кв км. Средняя высота над уровнем моря – 1550 – 1860 м. На территории Армянского нагорья имеются многочисленные горные гряды и цепи, а также отдельно стоящие горы. Это придает большую изрезанность рельефу Армянского нагорья. Так возникли многочисленные географо-топографические единицы: регионы, провинции, области, где с древнейших времен селились люди. По территории Армянского нагорья протекают многочисленные реки, крупнейшими из которых являются: Евфрат [Восточный (Арацани) и Западный], Тигр (Восточный и Западный), Кура и Аракс (Ерасх). реки в Армении были для людей естественным источником их существования. Именно поэтому, в бассейнах крупных рек и их больших притоков образовывались селения, города и, даже, целые области.

Арпи (впоследствие - Арпа) – река в Шарурской равнине истор. провинции Сюник, приток реки Аракс. Брала начало в северной части области Вайоц дзор истор. провинции Сюник. Вливалась в общее русло реки Аракс на границе областей Нахичеван - Артаз истор. провинции Васпуракан.

Арцах – это десятая провинция Великой Армении, расположенная в ее северо – восточном регионе. Граничила: с севера: с юго – западной частью (южная часть областей Гардман, Шакашен и юго – западная часть области Ути Арандзн) истор. провинции Утик; с востока: с юго – восточной частью (юго – восток области Ути Арандзн, южная часть областей Аран – Рот, Тре, юго – запад области Рот Параван) истор. провинции Утик; с запада: с восточной частью (восток области Сотк, север и восток области Агаечк, восток областей Абант, Бахк и Кавсакан ) истор. провинции Сюник; с юга: с западным регионом области Варданакерт истор. провинции Пайтакаран. Состояла из 12 областей.

Аршаруник – область,расположенная в центральных регионах северной части истор. провинции Айрарат, располагавшаяся у северных предгорий горы Масис. В древнейшие времена входила в состав области Ширак В классический период являлась отдельной областью, входящей в истор. провинцию Айрарат

Ахтамар - на озере Ван в истор. провинции Васпуракан

В

Ван - это второе по величине озеро Армянского нагорья. Располагалось в Великой Армении между истор. провинциями Туруберан (северная, северо – западная, западная части) и Васпуракан (северная, северо – восточная, восточная и южная части). Площадь озера Ван равна 3574 кв км. Озеро Ван располагалось на высоте 1648 м. Ширина озера равна 119 км.

Варанда (впоследствие - Вананд) – область, расположенная на северо – западе истор. провинции Айрарат. В древние времена (период хайасов) она называлась Варанда или Бесдревесный Басен и была независимым государством – одной из союзниц Хайаса – Аззи.

Васпуракан – это седьмая и самая крупная провинция Великой Армении, расположенная в восточной и юго - восточной частях Армянского нагорья. Граничила: с севера: с южными частями областей Багреванд и Коговит истор. провинции Айрарат, а также с южными частями областей Вайоц Дзор, Чахук, Ернджак, Дзорк, Аревик истор. провинции Сюник; с северо- востока: с западной частью области Ареван истор. провинции Пайтакаран; с востока: с северо-западными регионами Атропатены (Атрпатакана); с северо-запада: с восточной частью области Агиовит истор. провинции Туруберан; с запада: омывалась водами озера Ван (восточного побережья); с юго-запада; с с восточной оконечностью области Ереварк истор. провинции Туруберан и восточными регионами истор. провинции Мокк; с юга: с северо-восточными регионами истор. провинции Корчайк. Состоял из 35 областей: Рштуник, Тосп, Бохоник, Арчишаковит, Кухановит, Ахиовит, Гарни Васпураканский, Арберани, Бужуник, Арновотн, Трпатуник, Ервандуник, Мардастан, Артаз, Аке, Большой Арбак, Андзахи дзор, Торнаван, Чауш, Крчуник, Мецнуник, Палуник, Хукан, Аханд – Рот, Парспатуник, Артаванян, Маранд, Хабитян, Тайгрян, Варажнуник, Гохтн, Нахичеван, Андзевацик, Вотчина Васпураканская (Востан Васпуракани)

Великая Армения - это самый крупный регион Армянского нагорья, располагавшийся в его восточной и центральной частях. Там издревле селились древние арменоязычные племена, которые со временем консолидировались и образовали единый армянский народ. Граничила: с севера: с Грузией (Вирк) и Кавказской Албанией (Агванком); с востока омывалась Каспийским морем (Вркана цов); с юго – востока: с Атропатеной (Атрпатаканом); с юга: с Ираном (в древности - Персия); с юго – запада: с Месопотамией ( Междуречьем); с запада: с Ассирией. В классическом периоде Армянской истории, делилась на 15 крупных провинций (арм. ашхар - мир): Высокая Армения, Цопк (Софена Великая), Агдзник, Туруберан, Мокк, Корчайк, Васпуракан, Персо – Армения (арм. Парскахайк), Сюник, Арцах (в средние века - Карабах), Пайтакаран, Утик, Гугарк, Тайк, Айрарат (Царская провинция)

Высокая Армения – это первая провинция Великой Армении, располагавшаяся на северо – западной оконечности Великой Армении. Граничила: с севера: с юго – восточными регионами Каппадокии, с северо –запада: с южными регионами Каппадокии; с востока: с западными регионами истор. провинции Тайк: с запада: с восточными регионами Малой Армении; с юго-востока: с северо-западными регионами истор. провинции Туруберан; с юга: с северными регионами истор. провинции Цопк. Состояла из 9 областей

Г

Гргур – гора на юго – восточной оконечности области Тарон истор. провинции Туруберан

Д

Дайя – государство, расположенное к югу от нижнего течения Арацани, по соседству с Ишувой.

Е

Ерзнка - равнинная местность в центральной части западного региона истор. провинции Высокая Армения, на которой был расположен город Карин

З

Западный Евфрат. Истоки:: берет начало в истор. провинции Высокая Армения. проходит через всю Высокую Армению (с востока на запад), доходит до границы Высокая Армения - Гамирк, проходит на юг по границе до приграничных областей истор. провинции Цопк. Доходит до середины границы Цопк - Гамирк и там же соединяется с водами Арацани

И

Исува – независимое государство, располагавшееся на левом побережье реки Восточный Евфрат (Арацани). В древние времена занимало территорию области Андзит истор. провинции Цопк

К

Каннувара – город в бывшей Верхней стране Хаттии (а явпоследствие – Малой Хайасе, далее – в Малой Армении). Точное местоположение города – неизвестно, но скорее всего, он располагася к северо – востоку от Мелитены (Малатия)

Карин - крупный город (а впоследствие – и область, вокруг него), расположенный в центральном регионе восточной оконечности истор. провинции Высокая Армения

Карка (впоследствие -Карс) – главный город области Вананд, расположенный в центральной ее части.

Касах - река, берущая начало в области Ниг истор. провинции Айрарат. Вливается в Аракс южнее города Вагаршапат.

Кизвитна – древнее независимое государство в Горной Киликии, в предгорьях Киликийского Тавра.

Куммаха – столица Государства Хайаса – Аззи, расположенная в южных регионах центральной части области Даранах, истор. провинции Высокая Армения

М

Мажак – главный город области Мажак Срединной страны. Впоследствие стал столицей Срединной страны.

Малая Хайаса – это бывшая Верхняя Страна Хаттии, которая была присоединена к Хайаса – Аззи, после победы хайасов в битве при Каннуваре в 1331 г до нэ = Малая Армения

Митаннии – крупное племенное государство в середине XV – конце XIII вв до нэ, состоящее из митаннийцев – потомков древнего племени хурритов, сабуров, хайасов и первых представителей наирийског племени. Располагалось на юго-востоке истор. провинции Корчайк, юго-западе истор. провинции Персо – Армения и северных областях Ассирии (истор. Осроена). Главный союзник Хайаса – Аззи

Мндзур – гора, располагавшаяся на северо-западе области Мндзур истор. провинции Высокая Армения

Н

Нерик - приграничный город, располагавшийся на границе с Верхней страной (позже – Малая Хайаса = Малая Армения ).

Ниг (старое название Апарана.)- одна из северных приграничных областей истор. провинции Айрарат, расположенная в бассейне реки Касах. Слово “ниг” в арм. называется “замок”. Область была названа так, потому что иноземные завоеватели, вторгаясь в Айрарат, проходили через нее и сталкивались с ожесточенным сопротивлением армянского войска и местных жителей. Граничила: с севера: южные регионы истор. провинции Гугарк; с востока: область Варажнуник истор. провинции Айрарат; с запада: область Ширак истор. провинции Айрарат; с юга: северо-восточная часть области Арагацотн истор. провинции Айрарат.

Нпат. Гора, расположенная в области Багреванд истор. провинции Айрарат. У подножья горы Нпат находилось капище, посвященное Хайку, внутри которого расслся оракул. Во времена Ерванда Сакавакяца (60-ые годы VI в до нэ) это было одним из крупнейших капищ в Армении. В период Арташесянов на склоне горы Нпат было построено капище, посвященное кумиру Ванатуру, на месте которого Гриририй Просветитель, в начале IV в нэ построил монасрырь св.Иоанна. В 371 г нэ у подножья горы Нпат, на равнине Дзирав (см. в разделе Аршакиды) армянские войска, возглавляемые царем Папом и спарапетом Мушегом Мамиконяном разгромили персидские войска Шапуха II

С

Срединная страна (древнеарм. - Гамирк) - это один из крупных регионов Армянского нагорья, расположенный на его западе. Граничила: с севера: с Понтом и Приморской Каппадокией; с востока: западными регионами Великой Армении; с запада: с центральными регионами Анатолии; с юга: с Горной Киликией.

Сухме (или Сухму) - крупный племенной союз (впоследствие - независимое государство), образовавшийся в конце II – начало I тыс. до нэ в области Сухме ( истор. область Балаовит ) истор. провинции Цопк.

Т

Тегорама (Торгома) - вторая половина - конец XV в до нэ – первая половина XIV в до нэ - независимое государство на западе Гамирка, союзник Хайаса – Аззи на границе с Горной Киликией. Располагалась на юго – западе Армянского нагорья, в восточном бассейне Западного Евфрата.

Х

Хадис – гора, которая располагалась в области Котайк, истор. провинции Айрарат

Хайаса – крупное племенное государство на западе Великой Армении, первоначально занимавшее территорию истор. провинций: Высокая Армения, западных и центральных регионов Тайка, северных и центральных регионов Цопка, западных и центральных регионов Туруберана

Хайаса – Аззи – государственное об'единение племенного типа, образовавшееся на западном и центральном регионах Армянского нагорья в конце XVI – начале XV вв до нэ - до XII в до нэ. Ядром его была вся истор. провинция Высокая Армения, большая часть Тайка, северо – восток Цопка, Туруберан, регионы Айрарата, Сюник, Арцах, южные области Утика, северные и центральные области Васпуракана, Малая Армения (в тот период – Малая Хайаса)

Хаттия - крупное государство, расположенное к северо – западу от Хайаса – Аззи. Граничила: с севера: омывалось водами Понта Эвксинского (южное побережье); с востока: с западными регионами Государства Касков и с западными регионами Государства Хайаса – Аззи; с запада: с восточными регионами Гамирка; с юга: с северными регионами Ассирии (до конца 30-ых годов XIV в до нэ) и с северными регионами Малой Хайасы (после того, как хайасы отвоевали ее у хеттов)

Хорхоруник – область на юго-востоке истор. провинции Туруберан. Граничила: с севера: с юго-восточной частью области Бзнуник истор. провинции Туруберан; с востока: омывалась водами озера Ван (юго-западное побережье); с юго-запада: с восточой частью области Ереварк истор. провинции Туруберан и с областью Азнвац Дзор на северо-восточной оконечности истор. провинции Агдзник; с запада: с восточной частью области Тарон истор. провинции Туруберан; с юга: с северной частью области Гзех истор. провинции Агдзник. В XV – XIV вв до нэ, в период Хайаса – Аззи, считалось, что подземные кумиры хайасского пантеона селились сначала в этой области, но потом переселились в “подземное царство”, вход в которое находилось в той же области

Ш

Ширак – крупная область на севере истор. провинции Айрарат. Находилась к юго-западу от горы Арагац, в бассейне среднего и нижнего потоков реки Ахурян. Граничила: с севера: с южной частью области Ашоцк истор. провинции Айрарат; с северо- востока: с западной частью области Ниг истор. провинции Айрарат; с с юго-востока: с западной частью области Арагацотн истор. провинции Айрарат; запада: с восточной частью области Вананд истор. провинции Айрарат; с юго-запада: с северо--западной оконечностью области Аршаруник истор. провинции Айрарат; с юга: с северной частью области Аршаруник истор. провинции Айрарат. в период хайасов был независимым государством и назывался Эриах.
Категория: Армения | Добавил: Овик (12.12.2014) | Автор: Ованес Тирацуян E
Просмотров: 2051 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017