Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Четверг, 21.09.2017, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ.
1.На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.
Археологический комплекс состоит из трёх основных слоёв, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III, относящийся к культуре PPNA. В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. В недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.
Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.
Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут бытьсистемой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей[9].
В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа[10].
Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе[11]. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
2. Гора Немрут (Небровт) расположена в юго - восточном регионе области Тарон (в бассейне реки Мехрагет) исторической провинции Туруберан Великой Армении. Она издревле являлась общеармянским святилищем, особенно в языческие времена. Общеизвестно, что один из основоположников армянского народа - Гайк, в поединке убил тирана Бэла (в Библии Бэл именуется также - Нимродом - книга "Бытие"). После смерти Бэла, Гайк приказал своим детям, чтобы они установили останки тирана в пещере, у подножья высокой горы, которую назвали по имени тирана Небровт или, в армянском прочтении - Немрут.. Одновременно, Гайк приказал своим детям, чтобы они сторожили останки тирана с тем, чтобы ассирийцы не могли выкрасть тело убитого и не об'явили его воскресшим. Люди того времени верили, что древние армянские кумиры помогали детям Гайка сторожить останки Бэла и, часто, преобразившись (чтобы люди их не узнали),почти в полном составе, день и ночь кружили вокруг горы.Таким образом, уже в то время люди говорили, что на горе Немрут собирались многие древнеармянские кумиры и, поэтому, гора с тех древнейших времен стала считаться общенациональным армянским святилищем. В языческие времена было принято, что люди одной нации поклонялись кумирам другого народа. Ярким примером этого может быть тот факт, что один из выдающихся основателей Мидо - Персидской мировой империи (Государство Ахеменидов) Дарий Первый Великий, пришел (а может быть - и приходил несколько раз) поклоняться древнеармянским языческим кумирам на гору Немрут. Кроме того, один из царей младшей ветви династии Ервандуни - Антиох Первый Ервандуни - царь независимого государства Каммах (оно было расположено в исторической провинции Высокая Армения вокруг древней столицы Хайасы - Ани - Куммахи) также приходил поклоняться армянским кумирам на гору Немрут. Вообще, в древние времена было принято, делать изображения, статуи или наскальные рисунки с тех наиболее уважаемых посетителей, которые приходили на поклонение в святилища. Так появились статуи Дария Первого и Антиоха Первого. Несмотря на то, что в Древней Армении языческого периода было много известных храмовых комплексов(в селениях Тил, Ериз и Тордан в области Акилесян Высокой Армении; в городке Аштишат области Тарон Туруберана и др.), все же одним из наиболее древних и почитаемых святилищ языческого периода Древней Армении считается гора Немрут.
3. Армавир – один из древнейших городов Великой Армении, в южной оконечности области Арагацотн истор. провинции Айрарат, в бассейне реки Аракс. Был построен Араманьяком. Одна из первых столиц Армении. В 776 до нэ город был перестроен и реконструирован царем Урарту Аргишти I (город был переименован в Аргиштихинили). После падения Урарту, царь Армении Ерванд Сакавакяц, в середине своего правления, превратил Армавир во вторую столицу своего государства (первая столица была город Ван). Вблизи от Армавира находилась огромная платановая роща. В период правления Ервандянов она стала “храмом под открытым небом”, потому что по шелесту листьев платанов, жрецы “определяли волю” кумиров и доводили ее до сведения верующих.
4. Тил. Как прообраз храмового комплекса был известен еще со времен хайасов (там находились храмы, посвященные некоторым кумирам хайасского пантеона). В классический период храмы Тила были значительно укрупнены, штаты жрецов – увеличены.
5. Ериз. Местечко, напротив Тила, к югу от него. Начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов). Были открыты также новые храмы, посвященные известным кумирам (особенно известен храм, посвященный Анаит, где находилась огромная статуя кумира, весом более 1,5 тонны, сделанная из чистого золота).
6. Нпат. Гора, расположенная в области Багреванд истор. провинции Айрарат. У подножья горы Нпат находилось капище, посвященное Хайку, внутри которого расслся оракул. Во времена Ерванда Сакавакяца (60-ые годы VI в до нэ) это было одним из крупнейших капищ в Армении. В период Арташесянов на склоне горы Нпат было построено капище, посвященное кумиру Ванатуру, на месте которого Гриририй Просветитель, в начале IV в нэ построил монасрырь св.Иоанна. В 371 г нэ у подножья горы Нпат, на равнине Дзирав (см. в разделе Аршакиды) армянские войска, возглавляемые царем Папом и спарапетом Мушегом Мамиконяном разгромили персидские войска Шапуха II.
7. Поклонение кумирам “подземного царства”. Еще с начальных годов правления Ерванда Сакавакяца, в Армении уже намечалась тенденция восстановления поклонения кумирам “подземного царства” (поклонение им было на довольно высоком уровне во времена хайасов, но в период Урарту, заметно снизилось). В середине 60-ых годов VI в до нэ, зять Ерванда Сакавакяца – Вардгес, строит поселение в истор. провинции Айрарат (на месте совр. Эчмиадзина) назвал своим именем – Вардгесаван. Там он построил капище, посвященное кумирам “подземного царства”. В этот период, кумиры подземного царства” были еще безликими.
8. Тордан. Местечко, к западу от Тила (в области Даранаг истор. провинции Высокая Армения). Начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов).
9. Аштишат-местечко – позже город, а потом и область, на севере области Тарон истор. провинции Туруберан. Аштишат располагался в бассейне реки Восточный Евфрат (Арацани) у подножья горы Карка, напротив горы Цул (арм. - Бык). В период правления Арташесянов, в Аштишате начали строить комплекс крупных храмов и капищ, посвященных языческим кумирам классического пантеона. Строительство Аштишатского комплекса, скорее всего, было завершено в годы правления Трдата I Великого. таким образом, Аштишат превратился в еще один крупный комплекс поклонения языческим кумирам. Слово “Аштишат” в переводе с парфянского (древнеперсидского – “Яштшат”) означает “место многочисленных жертвоприношений”. Аштишат начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов). Он стал крупнейшим центром поклонения языческим кумирам классического пантеона и имел общенациональное значение для древних армян, проживающих на территории всего Армянского нагорья.
10. В Цопке был построен искусственный холм, на котором поместили статуи многих главных кумиров армянского классического языческого пантеона. На самом деле, это был крупный языческий храм всех кумиров, расположенный под открытым небом. Несомненно, там находились и жертвенники, на которых верующие могли бы совершать жертвоприношения. Была ли это просто забота о верующих соотечественниках, или данная постройка преследовала какую – то другую цель? Можно предположить, что, скорее всего, это был политический шаг. Почему? Хорошо известно, что правители Цопка, издревле славились своими центробежными взглядами, т. е. делали все от себя зависящее, чтобы не подчиняться центральной власти Великой Армении. Время, когда был построен этот холм, совпадало с тем периодом армянской истории, когда Великая Армения, Малая, Армения и Цопк уже давно сбросили с себя иго Селевкидов и процветали, как независимые государства. Не желая подчиняться династии Арташесянов Великой Армении ни в каких вопросах, в том числе и в вопросах религиозных, правители Цопка построили это место поклонения общеармянским языческим кумирам. Цель, по всей вероятности, одна: они не желали, чтобы их подданные – граждане Цопка - посещали регионы Великой Армении, где находились крупные храмы и храмовые комплексы языческих кумиров и, таким образом, не общались со своими единоверцами.


Источник: http://Первый пункт статьи взят из материалов Википедии Интернета.
Категория: Армения | Добавил: Овик (19.12.2014) | Автор: Ованес Тирацуян E
Просмотров: 1546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017