Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Четверг, 21.09.2017, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВА ХАЙАСА - АЗЗИ
1. ОСОБЕННОСТИ ПОКЛОНЕНИЯ ХАЙАСОВ
Религия хайасов в полной мере соответствовала всем принципам поклонения языческим кумирам, изложнным выше. Однако имелись и некоторые особенности:
а/ храмы хайасов. Служителями хайасских храмов были, в основном, молодые мужчины, которые, помимо всего прочего, обучались и военному делу. Многие крупные храмы были обнесены мощной и высокой стеной и напоминали крепости. Таким образом, можно предположить, что храмы были своего рода крепостными гарнизонами, которые можно было использовать как военные укрепления, в том случае, когда жрецы шли против центральной власти. В некоторых храмах вовсю процветала так называемая “храмовая проституция” (она вошла в обиход хайсских жрецов после введения хеттами поклонения Санте Грозному). Этим, в основном, занимались молодые и красивые девушки, подаренные храмам и жившие в них. Они не имели права выходить замуж и создавать свои семьи. Деньги от “храмовой проституции” пополняли казну храмов и, в конечном итоге, оседали в карманах алчных жрецов;
б/ влияние языческих пантеонов других стран на религию хайасов. Здесь будет отмечено поклонение Санте Грозному, которое вошло в пантеон хайасов из хеттского пантеона. Выше отмечалось, что Хаттия была очень беспокойным соседом хайасов и очень часто вторгалось на территорию последних. В античные времена, когда какое-либо государство одерживало победу над другим государством, то, помимо всего прочего, стремилось навязать побежденным свои духовные ценности (под духовными ценностями в древности предполагалось, в первую очередь, религиозное поклонение). В конце XV – начале XIV вв до нэ Хаттия достигла вершины своего могущества. Они одержали несколько значительных побед над хайасами и заняли некоторые приграничные районы Хайаса – Аззи. В оккупированных территориях, хетты строили храмы, посвящевнные своим кумирам и, в первую очередь, Санте Грозному - одному из главных и самых значительных кумиров хеттского пантеона. В числе прочих местностей, хетты оккупировали также приграничный город Нерик, располагавшийся на границе с Верхней страной (позже – Малая Хайаса = Малая Армения ). Именно в нем, хетты построили самый крупный храм, посвященный своему кумиру. В то время верховным кумиром хеттского пантеона был Тархунтас. Согласно верованиям хеттов, Санта Грозный не был “потомком” Тархунтаса. Хетты считали, что Санта Грозный “сам родил себя” и не имел никакой зависимости от других кумиров (в том числе, и от Тархунтаса). Несмотря на свое неординарное положение, Санта Грозный пользовался большой любовью хеттов. Ему поклонялись не меньше, чем даже Тархунтасу. Санта Грозный был покровителем грозы, грома, молнии и облаков. Позднее ему стали приписывать недюжинную силу. В своих руках Санта Грозный держал рыжую палицу, которой мог уничтожить все человечество. Чтобы этого не произошло, необходимо было постоянно “задабривать” грозного кумира. В жертву ему приносили людей (обычно – молоденьких, невинных девушек). Санту Грозного хайасы называли “Шант” (от древнеарм. “шант” - молния). Однако поклонение Санте Грозному было чуждо хайасам по ряду причин, а именно:
 по принципам своих верований, хайасы придерживались “классической” иерархической системы поклонения кумирам языческого пантеона, т.е. верховному кумиру должны подчиняться все остальные (в том числе, и главные) кумиры. Нет независимых кумиров. Сами по себе кумиры появиться (или родиться) не могут, но являются прямыми потомками верховных кумиров;
 для истинно хайасского пантеона языческих кумиров, не было принято совершение человеческих жертвоприношений, даже своему верховному кумиру Мажану;
 в храмах, посвященных Санте Грозному процветала “храмовая проституция”, явление, неприемлимое в обществе хайасов.
Исходя из вышеизложенного, основная масса хайасов не принимала чуждого им кумира. Но хайасские жрецы не собирались отказываться от нового источника больших доходов. Поэтому они стремились сохранить в стране поклонение Санте Грозному, приводя в пользу этого различные “веские” доводы. Они утверждали, что на поклонение Санте Грозному в Нерик приходит большое количество паломников из Хаттии, а соответственно этому растет прибыль не только храмов, но и государства, в целом. Поклонение хайасами Санте Грозному было ликвидировано после войны хайасов с хеттами в конце 30-ых годов XIV в до нэ. Это произошло в период правления царя Хайаса – Аззи Анианиаса, который одержал победу над хеттским царем Мурсилисом II. Последним аккордом в этой войне была блестящая победа Анианиаса в битве при Каннуваре, в 1331 до нэ. После этого началось массовое изгнание хеттов (в том числе и хеттских жрецов) с земель Хайаса - Аззи и восстановление поклонения хайасскому пантеону языческих кумиров, в чистом (без чужеродных кумиров) виде; в/ нововведения хайасских царей в системе религиозного поклонения. Выше говорилось, что не все правители могли (или хотели) в открытую идти против жрецов и ограничивать их непомерно возростающий аппетит. Однако среди хайасских правителей находились некоторые, которые именно в открытую боролись со жрецами. В частности, это дело начал Караннианиас (правил в 1400 – 1380 годах до нэ). Он первым среди хайасских правителей выдвинул идею исключительного поклонения верховному кумиру – Мажану и его супруге – Гепит. По сути дела эта идея приближала систему религиозного поклонения к монотеизму (поклонению единому божеству). Караннианиас запретил человеческие жертвоприношения. Однако после его смерти, эти преобразования были забыты.
После Каранниаса, борьбу со жрецами успешно проводил в жизнь его потомок Анианиас (правил в 1350 – 1330 годах до нэ) – сын Марианиаса. Аннианиас, еще будучи престолонаследником, стал путешествовать по стране и уменьшать штаты тех (в первую очередь, крупных) храмов, которые не были посвящены Мажану или Гепит. Особое внимание ох уделял тем храмам, которые располагались в “мятежных областях” и явно поддерживали правителей этих областей в их борьбе с центральной властью. После резкого сокращения штатов храмов, многие молодые жрецы оставались без дела. По решению престолонаследника, эти люди должны были пополнятся ряды регулярного войска царя. Если жрецы беспрекословно выполняли приказ, то никаких проблем не возникало. Храмы, откуда выходили новоиспеченные воины, продолжал нормально исполнять свои обязанности, но с меньшим числом служителей. Но если служители какого-либо храма оказывали сопротивление, то это оканчивалось трагически для них всех. В таких случаях не только уничтожались жрецы храма, но также к суровой ответственности призывались правители тех областей, на территории которых находились храмы (например: Анианису отказались повиноваться жрецы храма Ара в Айрарате и древнейшего храма Солнца на острове Ахтамар в Васпуракане. В обоих случаях бунтари были сурово наказаны). Муттианиас (правил в 1330 – 1320 годах до нэ) - сын Аннианиаса продолжил реформы в системе поклонения кумирам. Он освобождал из храмов девушек, занимавшихся “храмовой проституцией” с тем, чтобы они могли создавать свои семьи. Он увеличивал штаты жрецов храмов, посвященных Мажану и Гепит, по всей стране строил новые, посвященные им же. Муттианиас построил цитадель для столицы Куммаха на правом берегу реки Евфрат, после смерти своего отца и назвал именем своего отца – Ани. В новой цитадели он построил крупнейший храм, посвященный Мажану (впоследствие, во времена Арташесидов, его посвятили Арамазду);
г/ дальнейшая судьба пантеона хайасов. После упадка Государства Хайаса – Аззи, прекратил свое существование также и пантеон его языческих кумиров. В какой-то мере он стал прототипом классического пантеона языческих кумиров времен Арташесянов и начального периода Аршакидов, т.е. многие кумиры остались, но произошли некоторые изменения. С течением времени пантеон кумиров увеличился (прибавились некоторые кумиры), некоторые кумиры видоизменились и поменяли свое наименование (Мажана заменил Арамазд, Гепит заменила Анаит). Об этом более подробно будет изложено ниже.
2. ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ В ПОКЛОНЕНИИ ХАЙАСОВ
В древние времена верования играли большую роль в жизни всех древних народов, в том числе и хайасов:
• Гора Нпат. Хайасы считали, что кумиры первоначально жили на вершине горы Нпат, но позже они переселились на небо.
• Воскрешение. Хайасы считали, что после смерти люди будут воскрешены к новой жизни (когда это произойдет, хайасы не знали). Воскрешать людей должен был кумир-покровитель Луны.
• Злые духи. Хайасы считали, что злые духи могли входить в рыбу через ее рот. Они могли вредить людям, если те употребляли в пищу такую рыбу. Поэтому, прежде чем кушать рубные блюда, хайасы ударяли по медному тазу. Таким образом, они якобы отгоняли злых духов.
• Крест. У хайасов крест считался символом тех кумиров, которые покровительствовали подземному царству. Первоначально они, якобы, жили в области Хорхоруник. Позже, они переселились в подземное царство, вход в которое находился на месте их прежнего жительства, т.е в области Хорхоруник.
• Цари. Хайасы считали, что цари (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители) являлись прямыми потомками кумиров. Поэтому царей приравнивали к кумирам и поклонялись им.
• Трндез – ритуал, посвященный Арегу – кумиру-покровителю Солнца и огня. Где-то в середине современного месяца февраля (13-ое число), недавно женившиеся люди и их близкие родственники, разжигали большой костер и прыгали через него. Считалось что: во-первых: это очищает вновь созданную семью от грехов;
во-вторых: таким образом, кумир-покровитель огня (Солнце, а позднее - Арег) побеждал зимние холода. Это приводило к возрождению природы от зимнего “сна” и приходу весны;
в-третьих: считалось, что прыгая через огонь, как юноши, так и девушки становились пригодными к семейной жизни.
• Колесо – считалось символом смерти и воскресения
• Гата - национальное печеное армян, употреблявшееся еще со времен хайасов. Оно было посвящено кумирам – покровителям смерти и воскресения (в первую очередь, кумиру – покровителю Луны). На гате изображалось колесо.
• Орион – звезда. Хайасы считали, что после своей смерти отец прародителя Хайка – Торгом (или Асканаз - в более позднем прочтении) вознесся на небо и воплотился в звезду Орион.

3. ПЕРЕЧЕНЬ КУМИРОВ ХАЙАССКОГО ПАНТЕОНА
3. 1. ВЕРХОВНЫЕ КУМИРЫ
 Мажан. Верховный кумир пантеона хайасов. Считался родоначальником армян. По своей сути был добрым кумиром. Ему были посвящены провинция Мажак в Гамирке, гора Мндзур, город Нерик. Крупнейший храм, посвященный Мажану находился в цитадели Ани, столицы Хайаса-Аззи – Куммахи.
 Гепит. Верховный женский кумир пантеона хайасов, супруга Мажана и мать всех остальных кумиров. Ей были посвящены истоки реки Западный Евфрат. Ее имя произошло от древнеарм. слова “отпит”, что означает “небесная красавица”.
3. 2. ГЛАВНЫЕ КУМИРЫ
 Арег. Кумир-покровитель солнца, жизни. Ему была посвящена река Арпи (впоследствие - Арпа). Позже ему стали приписывать качества, присущие Солнцу и, в первую очередь, покровительство огню.
 Ара. Кумир-покровитель войны и охоты. Его именем названа Араратская долина (ранее – долина Таперакан) и гора Арагац в Шираке.
 Астхик. Дочь Гайка. Кумир-покровительница женской красоты.
 Цови – Нар. (“Нар” в древнеарм. означает - нимфа). Кумир-покровительница вод, рек, морей, озер. Цови – Нар почиталась с древнейших времен.
 Орион. Кумир-покровитель государства. Считался отцом Гайка. Впоследствие, якобы, становится звездой и обожествляется.
 Арпи. Кумир-покровительница света. Дочь Арега.
 Нергала. Кумир-покровитель земли и подземного царства. Большую часть времени он спит, но когда просыпается, то может вызывать землетрясения.
 Торк. Кумир-покровитель скал и камней.
 Нуар. Кумир-покровительница женского обояния, супруга Ара. Нимфа, которая впоследствие стала покровительницей озера Ван.
 Псак. Кумир-покровитель свадеб.
 Гой. Кумир-покровитель знаний
 Дживах. Кумир-покровитель зла. Впоследствие его имя стало нарицательным. и стало означать зло всякого рода
 Хив. Кумир-покровитель болезней
 Хатик. Кумир-покровитель смерти
 Угур. Кумир-покровитель темноты. Он был чудовищем, жившим под землей. Больпую часть времени он спал, но когда просыпался, то мог выпить воду с земли и вызвать засуху. Угуру подчинялся Большой Медведь, который защищал ворота подземного царства. Угуру был посвящен храм в Нерике.
 Хайк. Считался также и прародителем хайасов. Он не был бессмертным, но считалось, что обладал божественной сущностью.
Все перечисленные кумиры имели общенациональное значение. Остальные кумиры имели местное значение или же, будучи безликими, сами становились об’ектами поклонения, как покровители того или иного явления. Поэтому эти кумиры назывались по имени данного явления.
3. 3. МЕСТНЫЕ КУМИРЫ
• Апами. Кумир-покровитель воды. Он жил на вершине горы Абос. Его имя – “Апа” в древнеарм. означало “облако”. Впоследствие от его имени возникло название области Апаран (древнее наименование области Ниг). В этой области находилось капище, посвященное Апами.
• Вардгес. Юный кумир-покровитель реки Касах. Жил на вершине горы Ара
• Лели. Ужасное чудовище, имешее облик женщины. Имело 4 головы и 9 пальцев. Сестра Дживаха. Жила в истор. провинции Высокая Армения, в горах, окружавших Куммаху. Ее убила Астхик.
• Вишап. Дословно – в переводе с арм. - “дракон”. Подземное чудовище, поглощавшее воду.
• Человек – Рыба. Чудовище, жившее в воде и покровительствовавшее рыбам.
• Гарш. Кумир-покровитель зла. Приносил вред людям.
• Иллуй. Чудовище, которое имело облик крылатой ящерицы и могло уничтожить мир.
• Змрут. Бессмертный дух, имевший облик орла.
• Хадис. Кумир-покровитель горы Хадис.
• Хстор. Кумир-покровитель растительности. Его имя в древнеарм. означает “чеснок”

3. 4. ПРОЧИЕ КУМИРЫ
¡ Солнце. Кумир-покровитель Солнца и огня. Его почитали с древнейших времен, в областях, расположенных на восточном побережье озера Ван. Впоследствие консолидировался с Арегом
¡ Лелван. Один из второстепенных кумиров.
¡ Смерть. Кумир-покровитель смерти. Отец Угура
¡ Сон. Кумир-покровитель сна и сновидений
¡ Память. Кумир-покровитель памяти
¡ Ложь. Кумир-покровитель лжи. Считалось, что он дует на головы людей, из-за чего они вынуждены лгать
¡ Зависть. Кумир-покровитель зависти
¡ Время. Кумир-покровитель времени
¡ Огонь. Кумир-покровитель огня
¡ Луна. Кумир-покровитель Луны
¡ Ашора. Кумир-покровительница пшеницы. Она жила в области Аршаруник
¡ Гроза. Кумир-покровитель грозы. Он имел лук (радугу) и стрелы (мокнии)
¡ Хацануш. Кумир-покровительница зерновых токов.
¡ Гор. Кумир-покровитель зерновых культур. Впоследствие он стал жить на горе Гргур. Там он боролся с чудовищем, пожиравшим пшеницу.
  • Лайки в инстаграм

    Как собрать лайки в инстаграме! Прокачивай свой бизнес самостоятельно

    likepro.ru

Категория: Армения | Добавил: Овик (04.03.2015) | Автор: Тирацуян Ованес E
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017