Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Пятница, 21.07.2017, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВА АРТАШЕСЯНОВ
1. ОСОБЕННОСТИ ПОКЛОНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ АРТАШЕСЯНОВ
а/ Пантеон языческих кумиров в период Арташесянов был пантеоном классического типа: верховный кумир – главные кумиры - и т.д. (см. выше). Он становится общенациональным пантеоном, в котором число кумиров было более 400;
б/ пантеон периода Арташесянов возник на основании тех верований, которые существовали задолго до них: пантеонов хайасов и Ервандянов;
в/ открывались храмы, в которых шло поклонение двум и более кумирам. Примером могут быть храмы “Вахеванян”, в которых одновременно поклонялись и Астгик, и Ваагну (в то время считали, что Астгик была любовницей Ваагна). Практику поклонения в храмах “Вахеванян” ввел Артавазд II, а эти храмы он построил во многих областях (например: в Арцахе, Сюнике и др. Однако самый крупный храм “Вахеванян” был построен в Ереване, на месте совр. Театра оперы и балета им. А.Спендиарова). Эти храмы назывались также “храмами любви”. В эти храмы, со всех концов страны отбирались самые красивые и талантливые юноши и девушки (по 20 человек каждого пола для каждого храма), которых обучали разным наукам, искусству и правилам поведения. В конце им советовали составлять семейные пары. Артавазд II считал, что создание таких (совершенных с точки зрения той эпохи) семей облагородит армянскую нацию;
г/ В период правления Арташесянов (скорее всего, со времен Артавазда II), начали отделять специальные местности, где воздвигали крупные комплексы языческих храмов (туда входили крупные храмы и капища, посвященные верховным и главным кумирам классического пантеона). Примерами таких комплексов являются местечки Тил, Тордан и Ериз (в истор. провинции Высокая Армения), а также Аштишат, расположенный в области Тарон, истор. провинции Туруберан:
¡ Тил. Как прообраз храмового комплекса был известен еще со времен хайасов (там находились храмы, посвященные некоторым кумирам хайасского пантеона). В классический период храмы Тила были значительно укрупнены, штаты жрецов – увеличены.
¡ Ериз. Местечко, напротив Тила, к югу от него. Начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов). Были открыты также новые храмы, посвященные известным кумирам (особенно известен храм, посвященный Анаит, где находилась огромная статуя кумира, весом более 1,5 тонны, сделанная из чистого золота).
¡ Тордан. Местечко, к западу от Тила (в области Даранаг истор. провинции Высокая Армения). Начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов).
¡ Аштишат. Аштишат начал застраиваться еще в I в до нэ, но окончательный вид храмового комплекса поклонения языческим кумирам, приобрел в конце I в нэ (эпоха Аршакидов). Он стал крупнейшим центром поклонения языческим кумирам классического пантеона и имел общенациональное значение для древних армян, проживающих на территории всего Армянского нагорья.
д/ некоторые кумиры пантеонов прошлого претерпели соответствующие изменения:
 верховный кумир хайасов – Мажан превратился в верховного кумира Арамазда Арташесянов, сохранив все основные черты первого и все храмы посвященные ему;
 главным женским кумиром Арташесянов стала Анаит. Она заменила Гепит хайасов, сохранив все ее основные черты. Однако были и отличия. Основным из них было то, что Гепит была супругой Мажана, а Анаит была дочерью Арамазда (в пантеоне Арташесянов, верховный кумир – Арамазд не имел супруги);
 кумиры “подземного царства” вновь стали почитаться в классический период. Причем капище, построенное в Вардгесаване было уже посвящено Сандарамету – главному кумиру “подземного царства” [впоследствие, после принятия христианства Арменией, в 302 нэ, на его месте, по приказу Григория Просветителя, построили храм “Катогике” (главный храм) в Эчмиадзине];
е/ период Государства Арташесянов считается кульминационным в развитии эллинизма в Армении. Для эллинистического периода характерно, что кумиры пантеона одной страны оказывают свое влияние на пантен ( -ы), другой (-их) страны (стран). Именно поэтому в пантеон армянских кумиров вошли:
® Михр - из пантеона парфян –кумир – покровитель Солнца и дневного света
® Ванатур –прототип древнегреческого кумира Гермеса (Гермес был также покровителем странников, а значит, и гостеприимства ) из пантеона древних греков
ж/ другие, сугубо армянские кумиры, возникновение которых было обусловлено под’емом национального самосознания армян. Например: кумиры, обитавшие на вершине горы Масис (Арарат). Масис считался национальной гордостью армян (в то время армяне уже знали, что Масис является самой крупной горной системой Армении и считали, что он “защищает” армян). Поэтому Арташес I ввел в армянский пантеон 2 новых кумиров (правда они вошли в категорих второстепенных кумиров): Барка и Масиса (подробнее о них – см. ниже)
2. ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ ДРЕВНИХ АРМЯН В ПЕРИОД АРТАШЕСЯНОВ
2.1. ВЕРОВАНИЯ
 Вишапы. Считалось, что если люди теряли чувство времени, то вишапы (злые духи) могли похитить солнце и спрятать его от них. В этом случае небосвод, якобы, мог бы упасть на Армению и уничтожить ее
 Сестра Арега. Считали, что кумир Арег послал свою сестру в Армению. Девушка была так восхищена природой Армении, что распалась на многочисленные осколки, рассыпалась по всей стране и подарила бессмертие Армянской земле.
 Книга покровительств. Считалось, что существовала особая книга, в корторой кумиры записывали имена тех людей, которым покровительствовали. Однако “бывали случаи”, когда со страниц этих книг вычеркивались имена людей, которые теряли покровительство кумиров.
 Болезни детей. Считалось, что дети наследуют заболевания родителей: мальчики – болезни отцов, а девочки – заболевания матерей.

2.2. ТРАДИЦИИ
• Кормящие матери. Считалось, что кормящая мать один раз в 12 дней выливала молоко из своей груди на камни и заставляла, чтобы малыш слизывал его. Таким образом, якобы, прививалась любовь к родной стране.

3. ПЕРЕЧЕНЬ КУМИРОВ
3. 1. ВЕРХОВНЫЕ КУМИРЫ
 Арамазд. Верховный кумир армянского классического пантеона. Создатель неба, земли, отец других кумиров. Сын Времени. Кумир-покровитель благоденствия, мужества, путешественников. Сам по себе был добрым кумиром. Ему был посвящен храм в Ани – Куммахе, в истор. провинции Высокая Армения (ранее этот храм был посвящен верховному кумиру хайасов - Мажану). Изображался как лысый пожилой человек
 Анаит. Старшая дочь Арамазда. Кумир –покровительница плодородия, луны, войны, материнства. Символизировала Армению и домашний очаг. Изображалась с ребенком в руках. Ей были посвящены храмы, расположенные в разных регионах Великой Армении: в селении Ериз, области Акилесян истор. провинции Высокая Армения, в городах Арташат и Армавир истор. провинции Айрарат, в области Андзев

3. 2. ГЛАВНЫЕ КУМИРЫ
• Ваагн. Являлся порождением 4 основных элементов природы : воздуха (небо), воды (море), дыма (процессы, происходящие в растительном мире и горящий тростник), земли. В этом периоде культ Ваагна имел общенациональное значение. Часто Ваагн почитался совместно с Астгик.

• Астгик - кумир –покровительница любви, женской красоты, света, воды
• Нане - кумир –покровительница материнства, разума, здравомыслия, военных знаний. Дочь Арамазда. Ей был посвящен храм в селении Тил области Акилесян истор. провинции Высокая Армения
• Тир - кумир –покровитель сна, сновидений, науки и знаний вообще. Ему был посвящен храм и капище при нем в области Арагацотн истор. провинции Айрарат и называлось “Еразамуйн” (на месте развалин христианского храма Звартноц, построенного в VII в нэ). В храме “Еразамуйн” часто собирались деятели культуры того времени (писатели, поэты, музыканты, ашуги – сказители) и представляли на суд общественности свои произведения.
• Михр - кумир –покровитель солнца, чистоты, доброты и справедливости. Ему были посвящены храмы в городе Армавире и городе Багариче
• Ванатур - кумир –покровитель странников и гостеприимства

3. 3. МЕСТНЫЕ КУМИРЫ
 Арег - кумир –покровитель солнечного света
 Сандарамет - кумир –покровитель подземного царства
 Арменак - кумир –покровитель растительности
 Баршамин - кумир –покровитель природы
 Барк - кумир –покровитель грозы, молнии и гнева. Внук Арамазда. Жил на вершине горы Масис. Когда он глубоко засыпал и храпел, то возникали землетрясения. Когда он выходил на прогулку, то метал молнии и грохотал гром
 Масис - кумир –покровитель чести и национального достоинства армян. Относился к категории второстепенных кумиров. Жил на вершине горы Масис.
 Ангех. Один из кумиров подземного царства
 Нергал. Один из кумиров подземного царства
 Цари. Как умершие, так и правящие цари были об’ектами почитания и приравнивались к кумирам.
 Гайк. Один из кумиров классического пантеона.
 Гисане. Одна из кумиров классического пантеона. Изображалась как женщина с длинными волосами.
 Цови – Нар. Одна из кумиров классического пантеона.
 Время. Один из кумиров классического пантеона.
 Тап. Кумир –покровитель Земли. Сын Анаит
Категория: Армения | Добавил: Овик (06.03.2015) | Автор: Ованес Тирацуян E
Просмотров: 2053 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017