Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Суббота, 27.05.2017, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Армения

ГОСУДАРСТВО УРАРТУ И ПРИЛЕГАЮЩИЕ К НЕМУ ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВО УРАРТУ И ПРИЛЕГАЮЩИЕ К НЕМУ ТЕРРИТОРИИ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Урарту –это арменоязычное государство, народ которого - урарты, еще с XVII в до нэ, скорее всего, входил в состав племенного союза Уруатри. После распада Уруатри и гегемонии хайасов в Армянском нагорье, урарты, по всей вероятности, переместились на Балканский полуостров (в южные области Фракии = совр.Болгария и северные области Древней Греции) и утвердились там на несколько столетий. Живя на Балканах, урарты переняли многие бытовые и языковые особенности местных народов. Именно поэтому, если внимательно изучать историю Урарту, то можно увидеть разницу в армянских и урартских названиях географических местностей, именах царей и языческих кумиров. Многие из них не соответствуют исконно армянским словам. Надо ли полагать, что урарты ассимилировались с фракийцами на Балканском полуострове, а в Армении, в течение около 260 лет правили чужеземцы, а не армяне? Тоже нет. Почему? Перейдя на Балканы, племя урартов, хоть и сохранило свою самобытность, но все же оказалось подверженными влиянию местного населения, его культуры, письменности, религии, быта. Отсюда и определенные особенности урартской культуры. Однако урарты не потеряли свое “армянское начало” и, поэтому, когда они вернулись на Армянское нагорье (это произошло в конце X – начале IX вв до нэ) совершенно спокойно, без каких – либо проблем, установили нормальные, добрососедские отношения с аборигенами тех регионов, где они остановились. О том, почему урарты вернулись на Армянское нагорье, исследователи ничего конкретного не говорят (может быть во Фракии произошла смена правящей династии или что – то в этом роде, что плохо отразилось на положении урартов на Балканах. Но, так как конкретных фактов об этом событии нет, то и гадать не следует. Так или иначе, урарты вернулись на Армянское нагорье). Придя на Армянское нагорье, урарты утвердились в регионе, территории которого окружали озеро Ван: западные области истор. Васпуракан и восточные области истор. провинции Туруберан. Утвердившись в Армении, урарты стали набирать силу. Кто был правителем (-ями) племени до Арамэ – конкретных данных нет и нам, об этом, не известно.
“Урарту” (“Ур” - “Арарату”) – это ассирийское наименование Армении “место” “Арарата” . Если персы употребляют ассирийское письмо, то, естественно, они должны были бы называть Армению - по – ассирийски – “Урарту”.После упадка Государств Хайаса –Аззи и Наири, они, с начала X в до нэ вновь переместились на восток (регионы бассейна озера Ван) Армянского нагорья и утвердились там. С середины X в до нэ, урарты достаточно окрепли и начали вести захватническую политику по отношению к соседним племенам. Как государство, Урарту было основано в 859 году до нэ. Его первым царем и основателем был Араме. Урарты были воинственным народом. Вскоре им удалось подчинить себе многие арменоязычные племена, в том числе и такие, которые были независимыми даже в период правления хайасов. Государство Урарту было гегемоном Армянского нагорья с середины IX в до нэ. Начиная с конца IX в до нэ, Урарту становится более могущественным и расширяет границы своего государства. В начале VIII в до нэ, Урарту завоевывает большую часть территории Армянского нагорья. Кульминации своего могущества Урарту достигает в периоды правления царей Аргишти I (786-764 до нэ) и, особенно, его сына Сардури II (764-735 до нэ). В эти годы Урарту присоединяет области Северной Сирии и, приграничных с Урарту, областей Закавказья (южные регионы Грузии), а также территорию племенного государства Арме – Шуприа. Урартийцы имели свои письмена, которые, как и новохурритские письмена представляли из себя клинопись. Однако, долгое время живя на Балканах (во Фракии – Древняя Болгария), их письмена подверглись определенным изменениям. А в это время большинство племен, живущих на Армянском нагорье, во времена Урарту, применяли новохурритские письмена. Поэтому, все – таки, главным государственным языком Урарту был новохурритский (основной язык межплеменного общения на Армянском нагорья). Но языком международного общения, в то время, был, разумеется, ассирийский, т.к. Ассирия, в то время, была мировой державой. Урарту было известно своей выской культурой, в особенности, в областях скульптуры, керамики и изготовлении предметов из металлов. Об этом свидетельствуют многочисленные предметы, найденные в Тушпе, Армавире (с 776 г до нэ - Аргиштихинили), во вновь построенном Эребуни, Муасасире (арм. - Ардини) и др. городах. Ваяли и изготовляли предметы различных размеров и стилей: начиная от статуеток кумиров урартского пантеона, до мелких бытовых и художественных изделий. Урартские воины являлись одними из лучших (в своем времени) в Передней Азии (особенно - лучники).
Главным внешним врагом Урарту была его соседка, располагавшаяся на юго - западе – могущественная Ассирия. С Ассирией урарты были вынуждены вести частые войны, чтобы защитить границы своего государства от воинственных соседей. Первоначально урарты одерживали одну победу над другой, однако по прошествии многих десятилетий, ситуация стала меняться в пользу ассирийцев. В конце VII в до нэ с Урарту начинают вести войну и их бывшие союзники – мидийцы, а также Армянское царство, возникшее на основе древней Арме – Шуприи, во главе с Паруйром Скайорди (Паруйр Скайорди - 612 – 590 гг до нэ - царь Армении, вошедший на престол при содействии своего союзника – царя Мидии – Киаксара). Последним царем, при котором произошло падение Урарту был Руса IV (609 – 590 гг до нэ). Период его правления и ознаменовался, как окончательный спад Урарту. Урарту пало в 590 до нэ, под совместными ударами мидийцев, во главе с царем Киаксаром и армии Паруйра Скайорди.
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВА УРАРТУ
Отличие Урартского языческого пантеона от других пантеонов

1. Пантеон урартов начал формироваться, скорее всего, на Балканах, однако окончательный вариант приобрел уже тогда, когда они переместились на Армянское нагорье. Поэтому в пантеоне урартов встречаются как армянские, так и, большей частью, иностранные наименования кумиров. Окончательный вариант пантеон урартов приобрел, на Армянском нагорье. Именно поэтому, этот пантеон стал одним из общенациональных пантеонов Древней (языческой) Армении.
2. При строительстве города Эребуни в 782 до нэ, Аргишти I сделал поклонение Иуарше (кумир-покровитель строительства и благоденствия народа) общенациональным и построил в новом городе храм, посвященный этому кумиру.

Дальнейшая судьба урартского пантеона.
После падения Урарту, пантеон его языческих кумиров исчез, не оставив никакого влияния на пантеоны других армянских государств. Сейчас существования урартского пантеона языческих кумиров рассматривается лишь как исторический факт.

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ В ПОКЛОНЕНИИ УРАРТОВ

Верования урартов

Воскрешение. Урарты верили, что верховный кумир Халди будет на 1 день воскрешать каждого умершего урартийца, через 1000 лет после его смерти.
Ночная порча. Урарты считали, что женщины не имели права выходить из дому ночью (до рассвета), т.к. злые духи могли наводить порчу на них.

Традиции урартов

Смерть родственников. Узнав о смерти близких родственников, урартские женщины надевали черную одежду, а на лоб мазали сажу.
ПЕРЕЧЕНЬ КУМИРОВ УРАРТСКОГО ПАНТЕОНА

ВЕРХОВНЫЕ КУМИРЫ
Халди. Верховный кумир урартского пантеона. Ему был посвящевн крупнейший храм в Мусасире. Изображался стоя на льве, держащим меч в руке.
Арубани. Царица урартского пантеона, супруга Халди. Считалась покровительницей труда и плодородия

ГЛАВНЫЕ КУМИРЫ
Шивини. Кумир- покровитель Солнца. Центром поклонения ему был город Тушпа. Изображался коленнопреклонным, держащим в руках солнечный диск
Тейшеба. Кумир – покровитель войны, грозы, молнии и вулканов. Центром поклонения ему был город Куману. Изображался стоя на быке, держащим щит в руке.
Циннуарди. Кумир- покровительница неба и планеты Венера, супруга Тейшеба
Арни. Кумир- покровитель силы и могущества
Харан. Кумир- покровитель дорог и походов
Шеларди. Кумир- покровитель Луны
Сарди. Кумир- покровительница звезд и звездного неба

ПРОЧИЕ КУМИРЫ
Иуарша. Кумир- покровитель строительства и благоденствия народа. Изображался с мастерком в руке. Ему был посвящен храм в Эребуни.
Эбанинауэ. Кумир- покровитель земли
Цуинауэ. Кумир- покровитель воды
Бабанинауэ. Кумир- покровитель гор
Айрани. Кумир- покровитель пещер
Аника. Кумир- покровитель подземного царства
Ара. Кумир- покровитель умирающей и воскресающей природы
Тупшуэа. Супруга Шивини
Хутуини.Кумир- покровитель молитв
Ципаланди. Кумир- покровитель ветров и ураганов
Сарасан. Кумир- покровитель рек
Куэра. Кумир- покровительница плодородия
Арменак - кумир –покровитель растительности
Сус – Кумир – покровитель молчания в урартсом пантеоне. Ему был посвящен храм в Эребуни


Источник: http://Հայ ժողովրդի պատմությունը հատոր 1, Материалы Интернета
Категория: Армения | Добавил: Овик (24.09.2015) | Автор: Тирацуян Ованес
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

historyam.ru © 2017