Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Воскресенье, 24.09.2017, 22:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Хачкары


Одним из самобытных явлений армянского средневекового искусства являются так называемые «хачкары» (крест-камни) памятники, нашедшие широкое распространение в Армении. Искусство хачкара, основанное на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм, сформировалось и получило развитие в средневековье.
На территории Армении встречаются менгиры - древнейшие памятники, имевшие культовое назначение. К такому же роду памятников относятся и «вишапы», массивные каменные изваяния, обнаруженные в горах Гегамского хребта и на склонах Арагаца. На этих гладко отесанных глыбах, имеющих форму гигантской рыбы, заметны следы обработки: рельефные изображения символов. Вишапы были связаны с распространенным у предков армян культом богини воды Астхик Деркето.
Если между упомянутыми выше памятниками и хачкарами не прослеживается непосредственной связи, то урартийские памятники (VIII—VII вв. до н. э.), состоящие из постамента и установленной на нем вертикальной четырехгранной плиты, покрытой клинописью, могут рассматриваться как прообраз объемно-пространственной конструкции хачкара.
В дохристианский период существовали памятники иного содержания. В письменных источниках упоминаются скульптурные памятники, установленные в городах языческой Армении и вдоль дорог, связывающих города.

Часть их, сохранившаяся до раннехристианского периода (IV— V вв.), и послужила основой для дальнейшего оформления четырехгранных столбообразных памятников с изображением креста, обнаруженных на склонах Арагаца, в частности в Талинском и Артикском районах. Эти памятники тоже двухчастны, они состоят из постамента и вертикального объема. Наиболее совершенные образцы памятников раннехристианского периода имеют трехчастное строение. Под постаментом подстилается ступенчатое основание (Аван, Ардви, Дсех, Одзун, Брда-дзор).
После же принятия христианства (IV в.) армянская церковь превращала некоторые .языческие святилища в христианские, иногда воздвигая на месте разрушенных языческих капищ монастыри и устанавливая крест-символ новой веры. По свидетельству Агатангеоса, Григорий Просветитель установил кресты в Вагаршапате, на месте мученичества св. дев Рипсимэ и Гаянэ, на дорогах, улицах, площадях. По преданию, деревянные кресты в Армении были установлены на острове Севан, в Санаине, а также в соседней Грузии на горе у Мцхеты, где в VII в. была построена церковь Джвари (джвари по-груз. крест).

В IV—VII вв. деревянные кресты были заменены каменными. Они представлены «крылатыми крестами»4, найденными при раскопках Двина. «Крылатые кресты», пришедшие на смену деревянным, вместе с тем послужили основой для формирования новой и самобытной области армянского искусства. фотогалерея             

Литература    

Литература

Архитектура   

Архитектура

Музыка 

музыка

Театр 

театр  

Ковроделье

ковроделье

Изобретательное искусство

изобразительное

искусство

Книгопечатанье

книги





historyam.ru © 2017