Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Мобильная версия





Пятница, 28.07.2017, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Армянский ковёр


Армянский ковёр - термин, определяющий ворсовые и безворсовые ковры, которые были сотканы армянами, проживающими как на территории Армянского нагорья, так и за его пределами начиная с до-христианского периода (до 301 г. н. э.) до наших дней. Ковроделие, являясь одним из видов армянского декоративно-прикладного искусства, неразрывно связано с другими видами декоративно-прикладного искусства армян, продолжая традиции других видов национального изобразительного искусства. Главным отличием армянских ковров от персидских, азербайджанских и других ковров является то, что в качестве орнаментальных мотивов приминаются стилизованные изображения животных и людей. Традиционно в Армении коврами устилают полы, покрывают внутренние стены домов, диваны, сундуки, сиденья и кровати. До сих пор ковры часто служат завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах, ими покрывают сами алтари в церквях. Развиваясь с древнейших времен, ковроделие Армении исстари являлось неотъемлемой частью быта, так как ковроделием занимались почти в каждой армянской семье, при том, что «ковроткачество повсеместно было древним женским занятием армян».
 
1850В армянском языке существует два слова для обозначения ковра: карпет (арм. կարպետ) и горг (арм. գորգ). Хотя эти два слова в армянском языке являются синонимами, «карпетами» чаще называют безворсовые ковры, а «горгами» — ковры с ворсом.
В армянских средневековых рукописях слово «ковёр» в форме каперт (арм. կապերտ) впервые упоминается в переводе Библии V века. Слово «каперт» образовано от корня «кап» (арм. կապ)- «узел». С течением времени слово «каперт» приняло более благозвучную форму «карпет».
Согласно этимологическим словарям слово «карпет» появилось из средневековой латыни (лат. carpita - «толстая шерстяная ткань», carpere - «щипать», в средневековой латыни модифицированное carpire), откуда оно переходит и в другие европейские языки (фр. carpette, англ. carpet). По мнению А. Г. Сукиасяна, слово карпет было заимствовано европейскими языками из армянского языка в конце ХIII века в результате расширения торговли коврами, которые вывозились через портовые города армянского царства Киликия, что подтверждается документальными источниками того периода. Так, в частности, флорентийский банкир и купец Франческо Балдуччи Пеголотти (англ. Francesco Balducci Pegolotti), живший в начале ХIV века, который в труде La pratica della mercatura (англ.) детально описал торговый путь из киликийского города Айас в Сивас, Ерзинкан и Эрзерум и далее в город Тебриз, сообщает, что с 1274 по 1330 год ковры ввозились во Флоренцию из армянских городов Айас и Сис. О значении киликийского города Айас в международной торговле писал также известный путешественник Марко Поло, который в 1271 году, посетил Айас и из него отплыл домой, в Венецию, на армянском транспортном судне.
 
Слово горг впервые встречается в письменных источниках в виде надписи на армянском языке, датирующейся 1242-1243 годами, которая вырезана на каменной стене церкви Каптаван в Карабахе. Арменовед Григор Капанцян склонен считать, что слово «горг» восходит к хетто-армянскому словарному фонду, где оно существовало в формах «курк», «куркас». Хеттолог Э. Сaртивент толкует этимологию слова «курк» как «попона лошади или мула». Арабские хроники свидетельствуют, что слово «кали» или «хали» или иначе «гали», которое во всём мусульманском мире означает «ковёр», происходит от названия ремесленного города Карина, который арабы называли Каликала (современный Эрзурум, Турция). Абд ар-Рашид ал-Бакуви сообщает, что из знаменитого своими коврами армянского города Каликала (Карин), расположенного на стратегическом пути между Персией и Европой, «вывозят ковры и аз-залали, которые называются кали». Согласно учёному и писателю XIII века Якут аль-Хамави, ковры по сокращённому арабскому названию города Каликала - «Кали», назывались «кали». В своих дневниках Марко Поло восхвалял ковры из этих мест, как самые красивые в мире. Академик Иосиф Орбели прямо пишет о том, что «слово „ковёр" армянского происхождения».
Считается, что в русском языке слово «ковёр» было заимствовано из кипчакского языка. Согласно этому традиционному объяснению происхождение русского слова «ковёр» толкуется как древне-русское заимствование из кипчакского языка. В соответствии с этим толкованием köwer произошло из древне-тюркского kiviz - «ковер», kidiz, kediz - «палас, кошма» и т. п., которые являются производными словами от kiv-, kev- «одевать». «В таком случае ковёр буквально - „одеяло". Менее вероятно сближение ковёр с диалектным словом „ковора" - „одеяло", „веретье" - „дерюга", украинское слово „верета" - „ковёр", при котором ко- интерпретируется как приставка».
 
История развития армянского ковроделия
Армянское ковроткачество, которое на начальных этапах по технике исполнения до определённой степени совпадало с ткачеством, прошло долгий путь развития[11], начиная с простых изделий, сплетённых на плетельных рамах различной формы до ворсовых узелковых ковров, ставших изысканными произведениями искусства.По мнению доктора искусствоведения Волькмара Ганцхорна (Volkmar Gantzhorn), восточный ковёр не только не ведет свое происхождение от кочевых племён, но и районом его происхождения не является Центральная Азия. Восточный ковёр является производным древних цивилизаций Армянского Нагорья, лежащего на перекрестках древнейших торговых путей между западом, севером и югом.Развитие ковроделия в Армении было насущной необходимостью, продиктованной климатическими условиями всего Армянского Нагорья, от климата также зависел тип, размер и толщина произведенного ковра[34]. Жилые дома и другие сооружения были почти исключительно построены из камня или вырублены в скале, а в них традиционно отсутствовали деревянные напольные покрытия, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок, проводимых в Двине, Арташате, Ани[13] и других городах. Также в Армении существовала необходимая сырьевая база (шерстяная пряжа и другие волокна, красители)[35].Наиболее распространённым сырьем использовавшемся для производства нитей для ковров была овечья шерсть, применялась также козья шерсть, шёлк, лён, хлопок и другие.[36] В 8-14 вв., когда ковроделие начало развиваться на Ближнем Востоке, Армения была «одним из наиболее продуктивных регионов»[37] в этом отношении. Это было обусловлено наличием «хорошего качества шерсти, чистой воды и красителей, особенно прекрасной пурпурной краски» [38]. Одним из основных условий, способствующих развитию ковроделия было наличие городов, в которых развивались ремесла и которые служили крупными торговыми центрами, так как по территории Армянского Нагорья проходили торговые пути, включая одно из ответвлений Великого шелкового пути[39]. О ковровых тканях в древней Армении, как об одной из основных отраслей армянских художественных ремесел упоминают множество источников. Куски древних ковром были найдены при раскопках близ Еревана, а остатки шерстяных ковров местного производства были найдены при раскопках Ани в одной из гробниц ущелья Цахка-дзор.

Литература    

Литература

Архитектура   

Архитектура

Музыка 

музыка

Театр 

театр  

 

Изобретательное искусство

изобразительное

искусство

Книгопечатанье

книги

Хачкары  

хачкары




historyam.ru © 2017