Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Среда, 26.04.2017, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Армянская музыка


Античность и Средневековье
Исторические сведения о языческих обрядах древних армян, в частности об искусстве гохтанских певцов, гусанов и випасанов (сказителей) приведены в трудах древенармянских историков V века Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда. Из песен дохристианской Армении сохранились отрывки стихотворных текстов песен, повествующих об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам, о царе Арташесе и т. д., которые исполнялись под музыкальное сопровождение. Хоренаци, описывая истории из древнеармянской мифологии пишет: «То же в точности говорится и в песнях достойных перечисления, заботливо сохраняемых, как я слышал, жителями изобилующей вином области Голтн. Среди них имеются песни, рассказывающие об Арташесе и его сыновьях и упоминающие также потомков Аждахака, называя их иносказательно драконородными, ибо Аждахак на нашем языке означает дракона…». Одна из этих древнейших песен рассказывала об армянском царе Арташесе (II век до н. э.) и аланской царице Сатеник:

Храбрый царь Арташес на вороного сел,
Вынул красный аркан с золотым кольцом,
Через реку махнул быстокрылым орлом,
Метнул красный аркан с золотым кольцом,
Аланской царевны стан обхватил,
Стану нежной царевны боль причинил,
Быстро в ставку свою ее повлачил.

Текст с хазами (древнеармянская музыкальная нотация), X векХоренаци упоминает музыкальный инструмент пандир, которым были исполнены древнеармянские песни: «Мы собственными ушами слышали пение этой (песни) в сопровождении пандирна.» — пишет он, рассказывая о древнеармянском боге-драконоборце Ваагне.
Не менее богатые сведения о музыке древней Армении сообщает Павстос Бузанд (V век). Он, в частности, упоминает об инструменталистах, играющих на барабанах, срингах, кнарах и трубах. Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов а также их наименования. Так, к числу духовой группы относились: сринг - тип флейты, ехджерапох - рог, пох - труба медная, к ударной группе относились: тмбук - барабан, к струнной группе: бамбирн - инструмент с плектром, пандир, кнар - тип лиры, джнар - разновидность кнара, вин - разновидность кнара.
После 301 года, когда Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии, создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви. С конца IV века в высших школах было введено обучение песнетворчеству и пению, о чем сообщает Агатангелос. В то же время армянское духовеснтво относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию. Так, например в 365 году Аштишатский собор вынес постановление, запрещающее исполнение песни-плача во время погребального шествия.
Именно в V-VI веках были созданы первые духовные песни (гимнография), его первые авторы Месроп Маштоц, Саак Партев, Иоанн Мандакуни, Степанос Сюнеци (старший), Комитас Ахцеци и др.. Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической музыки были мелодии псалмов, созданные на основе музыкальной традиции языческого культа. Позднее развивались кцурды, в дальнейшем ставшие шараканами. Армянская духовная музыка эпохи заимствовала интонационный строй крестьянской песни. Первые музыкальные произведения - шараканы, появившиеся в V веке отличаются ясностью содержания и лаконичностью формы, их мелодии и тексты просты, в основном малообъемны. В том же столетии систематизируются гласы. Со временем были созданы шараканы с более сложными концепциями, сложной ритмикой и развитой ладово-интонационной основой. Разнообразие этих произведений состояло в песнопениях гандзов и аветисов, патарагов и других видов профессиональной духовной монодической музыки. Каждый из видов отличался своими жанровами признаками. Если в V веке была произведена систематизация гласов, то уже в VII веке Барсег Тчон составил первый сборник шараканов - «Чонынтир шаракноц». Из гимнографов VII столетия известен также католикос Саак Дзорапореци. Вторую систематизацию гласов произвёл Степанос Сюнеци в первой половине VIII столетия. Последний ввёл в церковную музыку канон. Новым достижением в истории древнеармянской музыки становится изобретение в VIII-IX веках системы экфонетической и музыкальной нотописи - армянских невмов - хазов. Она изначально связана с именем Сюнеци. Древнейшая рукопись с хазами относится IX веку. В целом сохранились более 2 тыс. рукописей с хазамаи. О высокой музыкальной культуре древней Армении свидетельствуют труды теоретиков Давида Анахта (V-VI вв.), Давида Керакана (Грамматика) (VI в.), Степаноса Сюнеци и др., которые касались вопросов музыкальной эстетики, разрабатывали учение о гармонии, звуке и т. д.. Уже в раннем средневековье в Армении была разработана теория акустики.
 
Жанры и характеристика древнеармянской музыки
 
Гусанская музыка
Гусаны — армянские народные певцы. Их творчество исключительно светская. В дохристианской Армении в эпоху эллинизма гусаны первоначально служили в храме бога Гисанэ. Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов эпохи рабовладельческой Армении. С периода развитого феодализма возникли гусаны и вардзаки. О гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века Агатангелос, Фавстос Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и др.. В сопровождении музыкальных инструментов народные певцы гусаны изполняли песни главным образом на пирах, свадьбах и т. д.. После 301 года армянская церковь преследовала гусанов. Армянский историк Фавстос Бузанд, живший на рубеже IV-V веков, описывая события IV века, пишет:
 
Шаракан
Шаракан — духовное песнопение, гимнография. Сохранились большое количество шараканов V—XV веков. Древнеармянская духовная музыка состоит из четырех основных жанров — кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и таг. Шараканы представляют из себя синтез древнеармянской культуры, в частности поэзии, музыки и профессионального песнетворчества. Уже в VII веке Барсег Тчон по поручению католикоса Нерсеса составил сборник «Шаракноц». Согласно Киракосу Гандзакеци «(К тому времени) так много стало в Армении канонических церковных песнопений, что певцы одной епархии не знали (песнопений) другой.».
 
Таг
Таги, как и шараканы, также являлись синтезом музыкального и стихотворного искусства. Таги своеобразный жанр профессиональной монодической музыки. Они являлись сравнительно объемными монодиями, которые своим содержанием и мелодией напоминают вокальные и инструментальные арии последующих эпох. Различаются духовные и светские таги. Первые более объемны, чем светские. Таг, как музыкальный жанр, особо развивалась с X века, главным образом благодаря Григору Нарекаци. Духовные таги в отличие от шараканов не были каноническими песнями, во время праздновании и церемонии исполнялись для предания данному событию большей торжественности. Светский таг наибольшего развития достигaет в творчестве Фрика (XIII в.). Один из наиболее известных светских тагов - «Крунк» (Журавль), создан в позднем Средневековье, сохранилась в текстах XVII века.
 
XVII—XVIII века
Один из выдающихся исполнителей тагов являлся Петрос Капанци. Его произведение своими корнями восходит к традициям армянской музыкальной культуры развитого феодализма. В эту эпоху увеличивается и количество музыкантов и музыкантов-исполнителей. В то же время армянские ученые XVII—XVIII столетии продолжают изучать музыкальное наследие средневековых рукописей и манускриптов. Видными музыкальными теоретиками времени были Аветик Пагтасарян, Зенне-Погос, Хачатур Эрзрумци и Мхитар Себастаци. Вместе с изучением древнеармянской музыки Григор дпир Гапаскалян (автор четырех музыковедческих трудов) пытается создать новую систему хазов.
 
Ашугская музыка
Ашугское искусство также является синтезом музыкальной и литературной (поэзия) культуры, возник в середине XVI века. Осоновное развитие ашугского искусства начинается с XVII века. Видные армянские ашуги XVII-XVIII веков - Эгаз, Гул Арутин, Багер сын Лазаря, и др.. Ашугская музыка основана на многовековых традициях народного творчества. Усвоив традиции средневековых тагасацов, армянские ашуги создавали оригинальные напевы для своих произведений. Уже со второй половины XIX столетия эти напевы были записаны европейской музыкальной нотацией. Тексты этих песен посвящены любовным, социальным, сатирическим и другим темам. Несмотря на индивидуальность данного творчества ашугскому искусству присущи и общие черты. Ашугская мелодия более эмоциональна, развернута по форме и гибка по ритму. Основные музыкальные инструменты ашугов струнно-щипковые - саз и чонгур. Наиболее выдающиеся армянские ашуги XVII-XVIII веков Овнатан Нагаш, Багдасар Дпир и Саят-Нова. В XVIII столетии искусство ашугов «поглощает» творчество тагасацов.
 
Народная музыка
Крупнейшие армянские ашуги конца XIX-го, начала XX века - Дживани, Ширин, Шерам, Аваси. С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен. В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье. К началу XX века относится творчество кеманчиста Саша Оганезашвили (Оганян).
 
Классическая музыка
Армянский симфонический оркестр Синаняна, действовавший с 1861 по 1896 гг.Амбарцум Лимончян в 1813—1815 гг. создает новую армянскую нотопись. Тогда же были записаны образцы как музыкального фольклора, так и духовной музыки, в частности Н. Ташчян записал 3 тома произведений древнеармянской духовной музыки. Новый подъем музыкальной культуры начинается со второй половины того же века, обусловенный в том числе национально-освободительными идеями. Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь. Издаются многочисленные песенники («Национальный песенник армян» Рафаэля Патканяна, 1856, Петербург), создаются музыкальные общества. Никогайос Ташчян (1878), Венецианские мхитаристы (1882) и др. создают учебники по теории музыки и музыкальной грамоте. Важным культурным достижением времени становится появление армянской музыкальной периодики. Еще в 1857 году Габриэль Еранян и А. Ованнисян издают музыкальный журнал «Кнар аревелян» («Восточная лира»), который с 1861 года издается под новым названием «Кнар айкакан» («Армянская лира»). С 1879 года выходит журнал «Нвагк айкаканк» («Армянские песни») Е. Тнтесяна. Во многих крупных армянских периодических изданиях печатаются статьи по вопросам музыки. Важную роль в развитии армянской музыкальной культуры сыграли Лазаревский институт а также школа Нерсесян и Геворкская семинария, в некоторой степени и училище при отделении Русского музыкального общества в Тифлисе. С середины XIX века формируется и концертная жизнь. Кроме создания объединений ашугов, исполнителей на дудуке, каманче, народных певцов и т. д., появляются первые музыканты окончившие как русские, так и западные консерватории. Тогда же создаются инструментальные ансамбли и симфонические оркестры, среди которых наиболее значимым был оркестр Синаняна (1861—1896). В произведениях Е. Тнтесяна, Н. Ташчяна, Г. О. Корганова, Т. Чухаджяна и Г. Ераняна развиваются жанры хоровой и сольной песни, романса, у Чухаджяна и Корганова также инструментальная музыка. С 1860-гг. продолжают создаватся песни патриотического содержания. Именно во второй половине XIX столетия возникает новая национальная композиторская школа.
С 1880-гг. в армянской классической музыке начинается новое движение собрания и обработки древних народных песен профессиональными композиторами. Среди этих композиторов были Макар Екмалян, Христафор Кара-Мурза и Никогайос Тигранян. С этого периода начинает свою деятельность один из наиболее важных деятелей в истории армянской музыки — Комитас, который сыграл ключевую роль в новом возрождении национально-самобытного музыкального стиля. Его многосторонная деятельность определила путь дальнейшего развития всей армянской музыки последующих эпох. Творчеством Александра Спендиарова начинается новая история армянской симфонии и вокально-симфонической музыки (сюиты «Крымские эскизы» — 1903 и 1912, симф. картина «Три пальмы» — 1905, и др.). Романос Меликян работает в основном в области романса. Постановкой в 1912 году оперы «Ануш» Армена Тиграняна открывается новое стилистическое направление в армянском музыкальном театре. Произведение основано на народный музыкальный язык. В том же 1912 году Азат Манукян создает первую армянскую детскую оперу «Конец зла». В начале XX века начали творческую деятельность Григор Сюни, С. В. Бархударян, A. С. Маилян, А. Г. Тер-Гевондян, Д. А. Казарян, Е. Багдасарян, М. Мирзаян. Национальное музыковедение эпохи, главными представителями которого были Комитас, В. Д. Корганов, Е. Тнтесян, в основном связано с осмыслением народной и средневековой профессиональной музыки, национальных музыкальных традиций и самобытности. Наряду с Комитасом собранием народной музыки занимался также С. А. Меликян, организовавший в 1912 году Армянское музыкальное общество. В 1919 году в Тифлисе была создана Общество теоретиков армянской музыки.
 
XX век
В конце 1920 года в Республике Армения устанавливается советская власть. В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) былаПамятник Арама Хачатуряна перед зданием Ереванского оперного театра преобразована в Ереванскую государственную консерваторию. В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижеров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. Тогда же в Александрополе с участием лучших музыкантов республики были поставлены русские и западноевропейские оперы и оперетты. Несколько армянских студентов Московской консерватории в 1925 году основали квартет, который позже был назван именем Комитаса. В 1920-гг. в развитии армянской музыки значительную роль сыбрало армянский музыкальный коллектив при Доме культуры Советской Армении в Москве а также музыкальные секции Домов армянского искусства в Тбилиси и Баку. Уже с 1927 г. при Ереванской консерватории работает оперный класс, который в 1930 г. была преобразовна в оперную студию. В 1930-гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений. В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония. Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении. В 1920-гг. продолжает творческую деятельность Спендиаров — в 1930-ом была поставлена его опера «Алмаст», в этот период композитор пишет «Эреванские этюды» для симфонического оркестра. В 1921 году А. Тер-Гевондяна пишет оперу «Седа», вокальные циклы создает Р. Меликяна («Змрухты» и «Зар-вар»).
В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. Созданные в 1930-х, начале 1940-гг. его 1-я симфония (1934), концерт для фортепиано с оркестром (1936), симфоническая поэма с хором (1938), первый армянский балет «Счастье» (1939), концерт для скрипки с оркестром (1940), становятся выдающимися произведениями не только армянской но и мировой музыки. В 1930-гг. работал композитор А. Степанян, автор сатирической оперы «Храбрый Назар» (пост. 1935), эпической оперы «Сасунци Давид» (соч. 1936). В оперном жанре работают А.Маилян («Сафа»), А. Айвазян («Тапарникос»), Л. Ходжа-Эйнатов, С. А. Баласанян и др., в балетном жанре А. Тер-Гевондян («Невеста огня», «Анаит»), С. Бархударян («Наринэ») и др.
 
Армянский рок
Появился в середине 1960-х, в Армянской ССР. Несмотря на госзапреты, ереванские группы наряду с российскими выступали на всесоюзных рок-фестивалях. Особой популярностью пользовались группы «Аракялнер», «1+2», «Мечтатели», «Блики» и др..
 В 1980-е несколько армянских групп стали известными за границами СССР, среди них — метал-группы «Айас» и «Аспарез» (последняя в 1988 выпустила пластинку на «Мелодии»). В 1982 группа «Бамбир» получила приз как лучшая фолк-рок-группа на международном фестивале в Белоруссии. В 1986 была создана группа «Востан Айоц» — одна из самых известных и почитаемых в Армении.
 
Армянский джаз
История распространения джаза началась в Армении уже в 20-х годах, в начале 1930-х музыка пережила настоящий взлёт, когда начали появляться коллективы, исполняющие некое подобие джаза. Наиболее известным коллективом тех лет был оркестр Цолака Вартазаряна, который выступал в кинотеатре «Москва». Первым джазовым коллективом считается Государственный джазовый оркестр Армении (позже эстрадный оркестр), возглавлял который композитор и виолончелист Артемий Айвазян, а дирижировал им Цолак Вартазарян. Коллектив этот был создан в 1938 году по прямому указанию правительства республики. Ереванский джаз стал тогда первым на Кавказе.
В 1980-х в советском джазе была известна и очень популярна Татевик Оганесян. Начав петь джаз в 11 лет в оркестре радио и телевидения, в 17 она становится солисткой Оркестра К. Орбеляна. Её именовали не иначе как «армянская Элла Фицджеральд» и год за годом присуждали титул Лучшей джазовой певицы Советского Союза.
В начале 90-х в стране, в связи с распадом СССР и началом военных действий в Карабахе, и последовавшем за этими событии экономическом кризисе Орбелян не смог продолжать работу с оркестром, и уехал в Сан-Франциско.

Армянские музыкальные инструменты

Армянский дудук — делается исключительно из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание. B 1920-30-x годах армянский дудук был усовершенствован B.Г. Буни, который сохранив в основном тип народного инструмента создал 3 разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон»

История
Инструмент и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих времен она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и др.
Армянский дудук с восемью игровыми отверстиями на лицевой стороне
Согласно иследованиям этномузыковеда доктора Джонатана Макколама (Dr. Jonathan McCollum) Дудук изображен на многочисленных армянских рукописей Средневековья, и является только чисто армянским музыкальным инструментом символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколман наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка


Дхол, Друм (арм. Դհոլ, Դրամ) — армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. 
Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия. Возникновение дхола относится к языческому периоду истории Армении. Но инструмент всё ещё используется в Армянской Церкви. Дхол ранее применялся армянами перед военными походами. Для игры на дхоле требуются две деревянные палки, сделанные из бамбука или тросника. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой (копал) и тонкой (тчипот)), которые называются копал, или пальцами и ладонями рук (последнее более популярно).

История
Армянский народ имеет огромное количество музыкальных инструментов. Разнообразные тамбурины, барабаны использовались по всей Исторической Армении. Самые первые упоминания об армянских музыкальных инструментах относятся к XXX-XX векам до н.э. Согласно древним рукописям, несколько вид литавр (ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания)использовалось во время поклонения древнеармянской богине Анаит.[4]. Древние тарелки, датировавшиеся, примерно, 800 годом до н.э. были найдены при раскопках холма Кармир-блур в 30 км к северу от Еревана.

Бамбир, Кемани (арм. Բամբիր, Քեմանի) — армянский народный музыкальный инструмент. Кемани от бамбира отличается только меньшими размерами. На бамбире играют сидя, держа инструмент между коленями. Можно одновременно играть на 2х или 3х струнах. Бамбир имеет 4 струны, настраивается на кварту или квинту, диапазон от ля малой октавы до ля второй октавы.Исторической родиной бамбира является северная часть исторической Армении (Трапизон, Джавахети, Черноморское побережье. Первые сведения о бамбире восходят к IX веку. Во время раскопок одной из столиц Армении — Двина, была обнаружена плита с изображением музыканта, на плече которого был инструмент, похожий на скрипку (чем и является бамбир).В поздних версиях инструмента (XX век) кемани имел высокий звук, тенор и бас.

История
Исторической родиной бамбира является северная часть исторической Армении (Трапизон, Джавахети, Черноморское побережье). Первые сведения о бамбире восходят к IX веку. Во время раскопок одной из столиц Армении — Двина, была обнаружена плита с изображением музыканта, на плече которого был инструмент, похожий на скрипку (чем и является бамбир). В поздних версиях инструмента (XX век) кемани имел высокий звук, тенор и бас. 

Литература    

Литература

Архитектура   

Архитектура

 

Театр 

театр  

Ковроделье

ковроделье

Изобретательное искусство

изобразительное

искусство

Книгопечатанье

книги

Хачкары  

хачкары




historyam.ru © 2017