Мы в соцсетях

Реклама

Language

Форма входа

Поиск

Статистика

free counters

HTML Hit Tracker Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мобильная версия





Среда, 26.07.2017, 21:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Армянская архитектура


VI до н. э. — III н. э
Гарни, I век н. э.В I тысячелетии до н. э. в основном завершается процесс складывания армянского народа. С VI в. до н. э. архитектура и градостроительство на Армянском нагорье вступают в новый этап развития, проявляя новые качественные особенности. Ксенофонт в труде «Анабасис» приводит первое упоминание о народном жилище армян - глхатуне. В III-I вв. до н. э. возникают и развиваются города ранней армянской государственности - Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Тигранакерт, Заришат и другие. В больших городах значительное развитие получают металлургия, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, строительное дело. Эти города, так же как и крупные крепости (Гарни, Артагерс, Ани-Камах, Даруйк), языческие святыни (Багаван, Багреванд, Аштишат и прочие), становятся основными звеньями развития древнеармянской архитектуры и градосторительства. Согласно письменным источникам, частично материалам раскопок Гарни, Армавира и Арташата, традиционные градостроительство и архитектура Армении начиная с IV в. до н. э. развивались под влиянием греко-эллинистической, а с I в. до н. э. - римской культуры, формируя «армянский эллинизм». Градостроительные факторы, включая защитные особенности городов, были во многом похожи на эллинистические. Для строительства городов местность выбиралась вблизи рек (Аракс, Арацани), которые, кроме обеспечения жизнедеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.
Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни, построенный армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке.
По свидетельству Плутарха в Арташате и Тигранакерте существовали театры, которые предположительно были построены по типу античных амфитеатров. В результате раскопок Гарнийской крепости открылись останки царского дворца и бани — с мозаичными полами. В Арташате обнаружились бани, системы водоснобжения, архитектурные и скульптурные фрагменты зданий.

IV—VII века
С самого начала образования феодальных отношений архитектура и градостраительство Армении вступили в новый этап. Античные армянские города переживали экономический упадок, своё значение сохраняли только Арташат и Тигранакерт. На историческую смену приходили Двин и Карин (Эрзурум). Строительство города Аршакаван царем Великой Армении Аршаком II не было закончено полностью. Христианство воплотило в жизнь новую архитектуру религиозных сооружений, которая изначально питалась традициями прежней, античной архитектуры.
Ереруйкская базилика, IV векЦеркви IV-V веков в основном являются базиликами (Касах, IV-V вв., Аштарак, V в., Ахц, IV в., Егвард, V в.). Некоторые базилики армянской архитектуры относятся к так называемому «западному типу» базиликальных церквей. Из них наиболее известны церкви Текора (V в.), Ереруйка (IV-V вв.), Двина (470 г.), Цицернаванка (IV-V вв.). Трёхнефная Ереруйкская базилика стоит на на 6-ступенчатом стилобате, сооружена предположительно на месте более раннего дохристианского храма. Сохранились также базилики Карнута (V в.), Егварда (V в.), Гарни (IV в.), Зовуни (V в.), Цахкаванка (VI в.), Двина (553-557 гг.), Талина (V в.), Танаата (491 г.), Джарджариса (IV-V вв.), Лернакерта (IV-V вв.), и т. д..
С V века базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. Из них купольные залы (Птхни, VI-VII вв., Аручаванк, 661-666 гг.), купольные базилики (реставрированный Текор, 478-490 гг., Одзун, VI в., Мрен, 613-640 гг., Гаянэ, 630 г., Багаван, 631-639 гг.) а также триабсидные купольные базилики (реставрированный св. Григор Двина, 608-615 гг., большой храм Талина, VII в.) восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центракупольные храмы VI-VII веков, когда армянская архитектура стремилась к целостности внутреннего пространства. Данная архитектурная идея развита в церкви 588-597 гг. а Аване и достигла классического совершенства в церкви св. Рипсимэ (618 г.) и в ряде других похожих церквей (Гарнаовит, VI-VII вв., Таргманчац, VII в., Арамус, VII в., Сисаван, VII в., Арцваберд, VII в.). В них с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Мастара (V-VI вв.), Артик (VII в.), Воскепар (VI-VII вв.) св. Тадеос Багарана (624-631), представляют тип четырёхабсидной крестообразной центракупольной церкви. Стремление к созданию новых типов крестообразных центракупольных церквей приводит к появлению в VII века шедевра армянской архитектуры эпохи - Звартноца (641-652 гг.). Звартноц отличается также декоративным принципом архитектурного построения. Среди первоочередных памятников армянской архитектуры VII века выделяется также Аручаванк, где некоторые время находилась армянский престол. В церкви сохранились следы древних фресок. Аручаванк особо примечателен своим купольным залом (16,95м.-34,6м.). К концу VI-го началу VII века относится один из наиболее совершенных памятником армянской раннесредневековой архитектуры - церковь Мастара. Мастара вариант крестово-купольного храма, является центрическим зданим с широким куполом (диаметр 11,2 метра) на тромпах и с выступающими извне 4 апсидами, имеет подчёркнуто пластическую выразительность.
 
VIII—XIV века
В начале VIII века в связи с арабскими нашествиями строительство в Армении временно переживает сравнительный упадок. Сооружения строились в отдельных княжеских владениях (подземный мавзолей Артавазда Камсаракана), развивалась светская архитектура. Католикосы Армении, несмотря на тяжелые политические условия, всячески способствовали строительству новых церковных зданий (Давид I Арамонеци строит церковь и дворец). В Двине было воздвигнуто дворянское здание центральной городской крепости. В эпоху Раннего Средневековья формируется искусство хачкаров — памятников малой архитектуры.
В 885 году, после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение. В главных городах строятся новые значительные архитектурные здания, развивающие архитектурные методы IV-VII веков. НаКрепость Амберд, 1026 г. основе исторического-стилистического единства развиваются архитектурные школы Ани-Ширака, Ташир-Джорагета, Сюника, Васпуракана.
Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания, самые ранние из которых известны в горном Сюнике, на побережье Севана.
Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Столицей Анийских Багратидов изначально являлось Багаран, позже — Ширакаван, где в конце IX века по примеру Аручского храма (VII в.) царь Смбат I возвел новый храм. Позже в Карсе в 940-гг. царь Аббас строит центральнокупольный храм. Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры — церковь Мармашен, строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.
В Х-XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища - глхатуна - получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты - своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).
В 1188 году на месте старой церкви Гетик Мхитар Гош основывает новое здание — крестовокупольную зерковь Нор Гетик или Гошаванк. Строительство главной церкви св. Аствацацин (Богородицы) осуществляется в 1191—1196 гг. архитектором Хюсн.
Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов, о чём может свидетельствовать строительство одноарочного моста в Санаине через р. Дебед в 1192 г.
В XII-XIV веках развиваются здания княжеских мавзолеев-церквей (церковь Егварда, 1301, Нораванк, 1339, Капутан, 1349). В то же время иноземное иго привело экономику страны в катастрофическое положение, усиливалась эмиграция населения, почти приостановилась строительство монументального типа. В XII-XIV веках процветала архитектура в Киликийском царстве, где традиции классической армянской архитектуры сочетались с особенностями византийского, итальянского, французского искусства и архитектуры. Развитие архитектуры большей частью было обусловлено развитием армянских городов, которые стали центрами развития светской городской архитектуры. Для армянской архитектуры новым явлением становится строительство портовых городов. Принципы строительства горных городов и сёл было в основном то же, что и в собственно Армении.
Архитектура Ани
В IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани. Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится всё более определённой тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карсе, середина Х в.).
1905гО развитии купольной базилики даёт представление кафедральный собор Ани, построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом. Его строительство было начато при Смбат II в 989 г. и завершилась в период правления Гагика I в 1001 г.. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере — в сложном профиле пучкообразных колонн, подчёркивающих вертикальную устремлённость членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.
Изначально, в V-IX веках Ани представлял собой одну из важнейщих крепостей центральной Армении, в X-XI века Ани - столица Армении, в IX-XIV века - крупнейший культурно-экономический центр. В годы процветания население Ани достигло 100 тыс.. В историческом развитии Ани выделяют 3 этапа: 1) период Камсараканов (IV-VII вв.), 2) Багратидов (X-XI вв.), 3) Закарянов (1-я полавина XIII в.). Эпохи Камсараканов относятся древнейщие стены города и дворянский храм (VII в.), на стенах которого вырезаны изображения 4 евангелистов, а также библейская сцена принесения в жертву Исаака Авраамом. Среди ранних построек известны городские стены («Ашоташен») 963-964 гг., построенные Ашотом II. В связи с быстрым развитием города царь Смбат строит новые стены, так называемые «Смбаташен», высота которых в некоторых местах достигала 8-10 м. В разные времена стены были реконструированы Закарянами и др. Стены Ани имели до 40 входов , у каждого из которых имелось собственное название.
 
XV—XVIII века
Со второй половины XIV века для армянской архитектуры начинается трудная эпоха. Из-за политического и экономического упадка строительство в стране развивается медленно. В XV-XVI веках в Армении не строятся крупные монументальные здания. Армянское искусство обработки камня в этот период развивается в малой архитектуре - хачкарах. В XV-XVI веках армянские архитекторы играли значительную роль в развитии османской архитектуры. С середины XVIII века в Константинополе свою деятельность начинает династия армянских архитекторов Балян - авторы дворца Долмабахче.
В XVII веке купольных церквей строилось сравнительно немного. Строение купольного зала имели большая церковь Хор Вирапа (1666) и Шогакат (1694) Эчмиадзина. Купольные базиликальные цервки строились в основном в Сюнике и Нахичеване. В этот период основным строительным материалом являлся базальт, использование которого требовало больших затрат. По этой причине начинают использоваться более простые материалы, в основном кирпич.

XIX век. Начало XX века
В XIX веке градостроительство и архитектура городов западной Армении (Ван, Битлис, Карин, Харберд, Ерзнка и т. д.) переживали незначительные изменения. Присоединение Восточной Армении к России в начале того же века создало условия для экономического подъёма и сравнительного развития архитектуры и градостроительства. Города частично (Ереван) или полностью (Александраполь, Карс, Горис) обустраивались по каноническим планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивалось особенно в конце XIX, начале XX веков, когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.
История армянской архитектуры XX века начинается с инженера-архитектора В.Мирзояна. Им были спроектированы здания Ереванской мужской гимназии на ул. Астафьяна (ныне Концертный зал им. Арно Бабаджаняна на ул. Абовяна), Казначейство и казённая палата (ныне банк на ул. Налбандяна), Учительская семинария.
XX век
А. Таманян. Театр оперы и балета (1926—1939)История архитектуры Советской Армении начинается с Александра Таманяна. В начале XX столетия Таманян создал основную версию Генплана Еревана. Он является автором зданий «Оперы и балета им. Спендиарова», «Дома правительства». Параллельно с Таманяном творили мастера Н. Буниатян (гостиница «Ереван») и другие.
Эпоха 1930-х годов отражается в зданиях Г. Кочара (кинотеатр «Москва», административное здание КГБ, Универмаг), К. Алабяна, М. Мазманяна.
Послевоенное архитектурное проектирование возглавили Р. Исраэлян (Винные подвалы треста «Арарат», Монумент Победы в парке «Ахтанак»), Г. Таманян (кинотеатр «Наири», Консерватория им. Комитаса, Музыкальная школа им. Саят-Новы, Школа им. А. П. Чехова), М. Григорян (Резиденция президента, Национальное собрание, Матенадаран, Картинная галерея, Конституционный суд), Э.Тигранян (ЕГУ, здание железнодорожного вокзала), С. Сафарян (Дом правительства н.2, НАН РА, ИМЛ (ныне посольство Китая в Армении), Драм. театр в Ленинакане, Медицинский институт, Школа им. А. С. Пушкина), Г. Агабабян (Крытый рынок), К. Акопян (стадион «Динамо», стадион «Раздан»), С. Кнтехцян (летний зал кинотеатра «Москва»), С. Гурзадян (Бюраканская астрофизическая обсерватория), А. Тарханян (Памятник жертвам геноцида армян в 1915 году, аэропорт Звартноц, Спортивно-концертный комплекс).

 
Начало XXI века
В 2001 году произошло торжественное освящение церкви Святого Григория Просветителя в Ереване, строительство которой было приурочено к 1700-летию принятия в Армении христианства в качестве государственной религии. Церковь считаетсяС. Кюркчян. Церковь Св. Григория Просветителя (2001) крупнейшей по своим масштабам в истории многовековой христианской архитектуры Армении.
В начале XXI века группа архитекторов (Г. Азизян, С. Назарян, Л. Христафорян, А. Айвазян, Г. Овсепян, А. Айрапетян) начала проектирование нового комплекса Министерства Обороны РА. В 2009 г. проект был удостоен государственной премии в области градостроительства и архитектуры.
В 2005 г. началось строительство третьего корпуса Центрального Банка РА (арх. Л. Христафорян).
20 января 2010 г. состоялась церемония открытия Piazza Grande в Ереване (арх. Р. Асратян).
Армянские архитекторы XXI века участвуют в международных конкурсах. Армяне отличились на международном конкурсе на проект застройки одного из центральных кварталов Дохи - столицы Катара. Они заняли второе место (первое место заняли испанцы). Авторы проекта: Л. Христафорян (руководитель группы), М. Зороян, Г. Исаханян, В. Мхчян, М. Согоян, Н. Петросян.
  

Литература    

Литература


Музыка 

музыка

Театр 

театр  

Ковроделье

ковроделье

Изобретательное искусство

изобразительное

искусство

Книгопечатанье

книги

Хачкары  

хачкары




historyam.ru © 2017